Рассмотрение прагматической компетенции как структурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции
- Авторы: Золотов П.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 184 (2020)
- Страницы: 57-64
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298570
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-57-64
- ID: 298570
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение роли и места прагматической компетенции в рамках формирования иноязычной коммуникативной компетенции является важным в обучении иностранному языку. Для успешной коммуникации на иностранном языке необходимо не только знание лексики и грамматических структур, но и умение их уместно использовать в различных контекстах. Дано объяснение понятиям «прагматика» и «компетенция» как ключевым терминам в понимании прагматической компетенции. Определено значение прагматической компетенции как умения выбирать уместные языковые средства в определенном контексте. Проанализированы три типа моделей иноязычной коммуникативной компетенции. Они представлены функциональными (или дискурс-ориентированными моделями), компонентными моделями и смысл-ориентированными моделями. Функциональные модели видят прагматику как реализацию функционально-дискурсивных функций. Компонентные модели предполагают деление иноязычной коммуникативной компетенции на более мелкие структурные единицы, которые, несмотря на это, находятся в тесной взаимосвязи во время использования языка. Смысл-ориентированные модели впервые рассматривают прагматическую компетенцию как дискретный элемент в структуре иноязычной коммуникативной компетенции. На основе анализа и сравнения изученных моделей сформировано более полное и широкое представление о прагматической компетенции как части иноязычной коммуникативной компетенции, включающей двусоставную структуру – код и использование, а также основывающуюся на трех принципах – контекстном использовании языка, взаимодействии участников беседы и передаваемом значении.
Об авторах
П. Ю. Золотов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: pitirim93@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3886-1952
ассистент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Morris C. Foundations of the theory of signs // International Encyclopedia of Unified Science / eds. by O. Neuratin, R. Carnap, C. Morris. Chicago: University of Chicago Press, 1938. Vol. 2, bk 1.
- Ohta A. A longitudinal study of the development of expression of alignment in Japanese as a foreign language // Pragmatics and Language Teaching / eds. by G. Kasper, K. Rose. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 103-120.
- Crystal D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics. Oxford: Blackwell, 1985.
- Chomsky N. Syntactic Structures. The Hague: Mouton and Co, 1957.
- Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge: M.I.T. Press, 1967.
- Laughlin V., Wain J., Schmidgall J. Defining and operationalizing the construct of pragmatic competence: review and recommendations // ETS Research Report Series. 2015. № 1. P. 1-43. doi: 10.1002/ets2.12053
- Halliday M.A.K., Hasan R., Christie F. Language, Context, and Text: Aspects of Language in a Social-Semiotic Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1989.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47.
- van Dijk T.A. Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. L.: Longman, 1977.
- Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics / eds. by J. Pride, J. Holmes. Middlesex: Penguin, 1972. P. 269-293.
- Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication / eds. by J.C. Richards, R.W. Schmidt. L.: Longman, 1983. P. 2-27.
- Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice: Texts and Contexts in Second Language Learning. Reading: Addison-Wesley, 1983.
- Savignon S.J. Communicative language teaching: Linguistic theory and classroom practice // Interpreting Communicative Language Teaching: Contexts and Concerns in Teacher Education / ed. by S.J. Savignon. New Haven: Yale University Press, 2002. P. 1-27.
- van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning. Vol. 1. Scope. Strasbourg: Council of Europe, 1986.
- Bachman L.F., Palmer A.S. The construct validation of some components of communicative proficiency // TESOL Quarterly. 1982. Vol. 16. № 4. P. 449-465.
- Bachman L.F., Palmer A.S. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford: Oxford University Press, 1996.
- Bachman L.F., Palmer A.S. Language Assessment in Practice: Developing Language Assessments and Justifying Their Use in the Real World. Oxford: Oxford University Press, 2010.
- Searle J.R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1969.
- Halliday M.A.K., Hasan R. Cohesion in English. L.: Longman, 1976.
- Purpura J. Assessing Grammar. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
- Leech G.N. Principles of Pragmatics. L.: Longman, 1983.
- Brown P., Levinson S.C. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
- Niezgoda K., Roever C. Pragmatic and grammatical awareness // Pragmatics in Language Teaching / eds. by K.R. Rose, G. Kasper. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 63-79.
Дополнительные файлы
