Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду
- Авторы: Карпова С.И.1, Савенкова Т.Д.1
-
Учреждения:
- ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 27, № 1 (2022)
- Страницы: 27-36
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298182
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-27-36
- ID: 298182
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для интеллектуально-творческого, социального, личностного развития дошкольников и слабой организацией методического сопровождения проектной деятельности в дошкольных учреждениях, в результате проектная деятельность приобретает формальный характер, искажается ее сущность как развивающего средства обучения и воспитания, продуктивного взаимодействия педагогов, дошкольников и родителей. Цель: обосновать необходимость организации в дошкольных учреждениях методического сопровождения проектной деятельности и разработать структурно-функциональную модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников в детском саду. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по проблеме организации проектной деятельности дошкольников и метод моделирования. Результаты: методическое сопровождение рассмотрено с позиции системно-организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса – участников проектной деятельности (педагоги, дети, родители), направленного на достижение планируемой проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Предложена структурно-функциональная модель методического сопровождения проектной деятельности старших дошкольников, включающая три взаимосвязанных модуля, отражающие логику и функции процесса методического сопровождения (информационно-аналитический, содержательно-организационный, оценочно-рефлексивный). Сделан вывод о том, что необходимым условием, обеспечивающим эффективность проектной деятельности старших дошкольников в детском саду, является выстраивание отношений социально-педагогического партнерства родителей (семьи) воспитанников и педагогов детского сада с целью интеграции ресурсов партнеров и координации совместных действий для успешного решения педагогических задач и достижения прогнозируемых результатов.
Об авторах
С. И. Карпова
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Email: karpovasi@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9663-1592
доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики
129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1Т. Д. Савенкова
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: savenkovatd@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0426-6522
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики
129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1Список литературы
- Белая К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО. М.: Изд-во «Русское слово», 2019. 160 с.
- Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 123 с.
- Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 218 с.
- Нечаев М.П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО. М.: УЦ «Перспектива», 2015. 212 с.
- Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус». Тамбов, 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 73-83. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-73-83
- Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 384 с.
- Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Управление образовательными системами. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2018. 80 с.
- Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 64 с.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2014. 208 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная лит., 2010. 189 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика–Синтез, 2019. 336 с.
- Савенков А.И., Карпова С.И., Вершинина Н.А. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 3 (21). С. 73-83.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр пед. образования, 2016. 205 с.
Дополнительные файлы
