Типология педагогических ситуаций: кросс-культурный анализ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Закономерное обращение к возможности определить некие типологические особенности, которые способствовали бы дифференциации и упорядочиванию педагогических ситуаций, приводит к необходимости определенной систематизации получаемых знаний и опыта. Актуальным представляется рассмотрение и сравнение оснований типологий, поскольку определенности в том, как должна описываться педагогическая ситуация до сих пор нет.Методы исследования. Сравнительный анализ, контент-анализ, метод интерпретации и контекстуальный анализ.Результаты исследования. Проанализированные типологии педагогических ситуаций в отечественной литературе по педагогике различаются по типологическим основаниям, принципам, по пониманию сущности педагогических ситуаций, что делает систематизацию педагогических ситуаций неоднозначной, сложной и практически невозможной для использования в повседневной педагогической практике. Зарубежные типологии педагогических ситуаций строятся на принципиально других основаниях, исходя из понимания сущности образовательного процесса, участников, происходящих изменений. Все проанализированные типологии не только не упрощают создание и использование педагогических ситуаций, но будучи построенными на разных основаниях, вносят определенную путаницу в понимание и оперирование ими.Выводы. Многообразие описаний и неоднозначность определений педагогических ситуаций затрудняет создание полной типологии и выбор четкого основания. Исходя из нашего определения педагогической ситуации, мы посчитали возможным предложить более четкое и системное основание для типологии и выделить 3 типа педагогических ситуаций. Таким логическим основанием может стать способность педагогической ситуации достигать решения педагогической задачи. В отличие от всех проанализированных ситуаций, предлагаемая типология базируется на четком системном типологическом основании, позволяет дифференцировать и упорядочить педагогические ситуации, удобна в использовании. 

Об авторах

В. В. Доброва

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»

443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Naumova T.A., Mukhacheva E.V., Prichinin A.E. (compilers) (2020). Sbornik pedagogicheskikh situatsii i zadach. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 68 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ouzkzh
  2. Dobrova V.V. (2021). Pedagogical situations: interpretation difference. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences, vol. 18, no. 4, pp. 73-82. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.6, https://elibrary.ru/npjhxl
  3. Korosteleva S.G. (2020). Development of pedagogical thinking in the professional training of a future teacher. Nauka i shkola = Science and School, no. 4, pp. 73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-4-73-82, https://elibrary.ru/sqttfe
  4. Danilova L.N., Serikov V.V. (2022). Application of the method of pedagogical situations in the process of forming the culture of interethnic communication at senior schoolchildren. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (115), pp. 177-184. (In Russ.) https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.115.2.024, https://elibrary.ru/qjwdvc
  5. Bekkozhanova G.K., Manapova G.K. (2021). Pedagogical situations as a method of forming professional and special competencies. Vestnik Kyrgyzstana = Bulletin of Kyrgyzstan, no. 2-2, pp. 68-75. (In Russ.) https://doi.org/10.33514/BK-1694-7711-2021-2(2)-68-75, https://elibrary.ru/pkjdye
  6. Sokryukina M.I., Shevtsova M.A. (2021). The complex of pedagogical situations as the main condition of pedagogical support of teaching foreign language speaking to preschoolers. Materialy 5 Yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Inostrannye yazyki i sovremennye tendentsii v inoyazychnom obrazovanii». Voronezh, Voronezh State Pedagogical University Publ., pp. 393-397. (In Russ.) https://elibrary.ru/zmavvt
  7. Azhykulov S.M. (2020). Scientific and pedagogical bases of the concept “pedagogical situations”. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo, no. 1, pp. 16-22. (In Russ.) https://elibrary.ru/ozcexa
  8. Bezrukova V.S. (1996). Pedagogika. Proektivnaya pedagogika. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 258 p. (In Russ.)
  9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. (2003). Pedagogika. Moscow, Akademiya Publ., 566 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qtiuix
  10. Bordovskaya N.V., Rean A.A. (2009). Pedagogika. St. Petersburg, Piter Publ., 299 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tieuzn
  11. Emel’yanova I.N. (2008). Teoriya i metodika vospitaniya. Moscow, Akademiya Publ., 253 p. (In Russ.)
  12. Zasukhina I.B. (2019). Situations of meaning formation as a condition forming of motivation for studying a foreign language among students of technical college. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. 1 (80), pp. 74-85. (In Russ.) https://elibrary.ru/avbcis
  13. Batarchuk D.S. (2019). The pedagogical situation as a mechanism to develop a multicultural identity among students as a result of the educational process at the university. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, no. 1, pp. 18-22. (In Russ.) https://elibrary.ru/zcpymx
  14. Brousseau G. (1998). Théories des situations didactiques. La pensée Sauvage, vol. 26, no. 2, pp. 470-472. (In French) https://doi.org/10.7202/000137ar
  15. Smith R.M. (1982). Learning how to Learn: Applause Theory for Adults. Chicago, Follett Publishing Company, 201 p.
  16. Kolb D.A. (2015). Experiential Learning: Experience as a Source of Learning and Edvelopment. London, Pearson Education Publ., 416 p.
  17. Hall G.E., Loucks S. (1978). Teacher concerns as a basis for facilitating and personalizing staff development. Teachers College Record, no. 80, issue 1, pp. 36-53. https://doi.org/10.1177/016146817808000104
  18. Vignollet L. (2006). LDL: a language to model collaborative learning activities. Proceedings of EdMedia: World Conference on Educational Media and Technology. Orlando, Association for the Advancement of Computing in Education Publ., pp. 838-844.
  19. Karamjit S. Gill. (1996). Human Machine Symbiosis. Human-Centred Systems. London, Springer Publ., 502 p.
  20. Vilppu H., Södervik I., Postaref L., Murtonen M. (2019). The effect of short online pedagogical training on university teachers’ interpretations of teaching-learning situations. Instructional Science, vol. 47, pp. 679- 709. https://doi.org/10.1007/s11251-019-09496-z
  21. Vega M.L., Hederich C.H. (2015). Impacto de un programa de aprendizaje cooperativo en el rendimiento académico en matemáticas y español en un grupo de estudiantes de 4◦ de primaria y su relación con el estilo cognitivo. New Approaches in Educational Research, vol. 4, no. 2, pp. 90-97. (In Spanish) https://doi.org/10.7821/naer.2015.7.124
  22. Mira-Galvañ M.J., Gilar-Corbi R. (2020). Design, implementation and evaluation of an emotional education program: effects on academic performance. Front. Psychol, vol. 11, article 1100, pp. 1-9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01100
  23. Dobrova V.V. (2023). On one type of pedagogical situations: classification and practical aspects. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, vol. 20, no. 1, pp. 77-86. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6, https://elibrary.ru/whskxa

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».