Лингводидактический и междисциплинарный анализ понятия медиация как терминологическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. C выходом в свет обновленных документов Совета Европы CEFR Companion Volume 2018 г. особое внимание уделяется формированию и развитию не только компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, но также четырех видов коммуникативной деятельности, к которым относится медиация. Целью исследования является проведение терминологического анализа понятия «медиация» в междисциплинарном аспекте и с позиции лингводидактики, а также уточнение термина «умение иноязычной медиативной деятельности».Материалы и методы. Методы исследования включают анализ, обобщение и интерпретацию литературы. Материалом для исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых в таких областях, как юриспруденция и право, философия, социальная философия, философия религии, конфликтология, психология, рефлексивная психология, культурно-историческая психология, менеджмент, социология, лингвистика, перевод и переводоведение, педагогика, а также лингводидактика.Результаты исследования. Понятие «медиация» проанализировано в различных областях научного знания. Уточнена терминология на русском языке для трех видов иноязычной медиативной деятельности согласно CEFR Companion Volume 2018 г.Выводы. В большинстве научных областей медиация рассматривается как процедура, включающая три стороны: две стороны, находящиеся в конфликте, и одну сторону, выступающую в роли нейтрального посредника (медиатора). Однако в контексте методики обучения иностранным языкам акцент смещается на то, что любой обучающийся, обладающий развитыми умениями иноязычной медиативной деятельности, может самостоятельно выступать в роли медиатора с любым собеседником или группой собеседников.

Об авторах

К. В. Чикризова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: alex.kseniya16@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0413-153X

специалист по учебно-методической работе 2 категории кафедры теории преподавания иностранных языков

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Андронникова О.О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 413-428. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.29, https://elibrary.ru/srttos
  2. Ланкина О.Ю. Содержание понятия «медиация» в обучении иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 175-184. https://elibrary.ru/xtaxrb
  3. Сафонова В.В. Лингвокультурная медиация как стратегическое общеевропейское направление в развитии современного языкового образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. М.: КДУ, Университетская книга, 2018. С. 179-183. https://elibrary.ru/xrbtfr
  4. Вавилина Т.А., Привалова Е.В. Формирование медиативной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся основной общей школы // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 89-96. https://elibrary.ru/suefmy
  5. Игнатович А.В., Попов П.П. Медиация: словарь терминов // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 1. С. 101-181. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-1-101-181, https://elibrary.ru/nezagw
  6. Чуприс А.С. Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 108-113. https://elibrary.ru/whgwyx
  7. Буш Р., Фолджер Дж. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Киев: Изд-во Захаренко В.А., 2007. 264 с.
  8. Попов П.П., Гапченко В.С., Литвинов К.А. Медиация в разрешении производственных конфликтов (на примере ресурсоснабжающей организации – энергосбытовой компании) // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 3. С. 56-73. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-3-56-73, https://elibrary.ru/enjtnr
  9. Ярычев Н.У., Анзорова А.У. Педагогические принципы повышения мотивации профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4. C. 5-15. https://elibrary.ru/uoldwt
  10. Гурьева Д.А., Дремова Ю.Г. Основная терминология в управлении конфликтами в организации // Евразийский научный журнал. 2017. № 3. C. 227-228. https://elibrary.ru/yjugsr
  11. Адонина Л.В., Вишнякова А.В., Кузема Т.Б., Шутова О.А. Фасилитация как средство профилактики синдрома «эмоционального выгорания» и устранения педагогических конфликтов // E-Scio. 2020. № 10. С. 1-8. https://elibrary.ru/mwuums
  12. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? // Организационная психология. 2013. T. 3. № 4. С. 92-108. https://elibrary.ru/tounhv
  13. Дюжиков С.А., Нор-Аревян О.А. Проблемы и перспективы применения медиации в современных управленческих практиках // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 18-25. https://elibrary.ru/felxai
  14. Соловьева С.В. Медиативный подход к договороспособности российского общества // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-2. C. 188-191. https://elibrary.ru/rtefxl
  15. Целютина Т.В., Ковалевская В.В. Современные HR-инструменты: индивидуальный выбор менеджера стратегий управления конфликтами // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. C. 140-143. https://elibrary.ru/tkluvd
  16. Daniels H. Mediation: An expansion of the socio-cultural gaze // History of the Human Sciences. 2015. № 28 (2). Р. 34-50. https://doi.org/10.1177/0952695114559994
  17. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2-1. C. 151-159. https://elibrary.ru/iayoud
  18. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии // Психология. Журнал ВШЭ. 2008. № 1. C. 121-138. https://elibrary.ru/jwmcvn
  19. Давыдов А.П. Россия в поисках своей «середины» (медиационный ракурс) // Вопросы социальной теории. 2019. № 11. С. 100-109. https://doi.org/10.30936/2227-7951-2019-11-100-109, https://elibrary.ru/nopxhd
  20. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуализация медиационной деятельности специалистов социальнообразовательной сферы в условиях цифровизации // Человек и образование. 2021. № 2. C. 24-31. https://elibrary.ru/svbbgt
  21. Ахиезер А.С. Специфика исторического пути России // Дружба народов. 1995. № 1. С. 113-128. https://elibrary.ru/tjwkbx
  22. Куликова Л.В., Прохорова О.А. Исследовательские подходы к дискурсу медиации в фокусе междисциплинарности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2. C. 100-104. https://elibrary.ru/vjuiwj
  23. Чернышенко А.Г. Специфика дискурсивных стратегий. Стратегии дискурса медиации // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. Пятигорск, 2014. № 7. С. 113-119. https://elibrary.ru/rytxdj
  24. Косарева Т.Б. Как научиться переводить юридические документы? М.: Ленанд, 2024. 112 с.
  25. Коренев А.А. Профессионально-коммуникативные стратегии как компонент содержания языкового образования при подготовке будущих учителей и преподавателей иностранного языка // Rhema. Рема. 2023. № 3. С. 97-121. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2023-3-97-121, https://elibrary.ru/crcequ
  26. Бетретдинова И.К. Медиация в обучении иностранному языку в вузе // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: сб. ст. 4 Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2020. C. 119-121. https://elibrary.ru/xglowy
  27. Плеханова Ю.В., Степанова М.А. Медиативные технологии в иноязычном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 5. Ст. 7. https://elibrary.ru/ujxoxv
  28. Павлов А.В. Структура медиативных умений студентов-бакалавров, специализирующихся в сфере лингводидактики // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. Ст. 43. https://elibrary.ru/nyrils

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».