Стигматизирующие и негативные установки в области онкологии в России: распространённость, информационные аспекты, психологическая помощь. Результаты социологического исследования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. В России достаточно широко распространена стигма онкологического заболевания, выражаемая в лучшем случае в жалости, в худшем — в страхе и отчуждении, что ложится дополнительным бременем на пациента, который, помимо переживаний, связанных с самой болезнью и лечением, испытывает вину и стыд. В работе рассмотрен ряд аспектов стигмы: сокрытие диагноза, отношение к телесным изменениям, столкновение с новой идентификацией пациента, степень контролируемости стигмы со стороны индивида. Ещё один фактор, усугубляющий психические страдания, это стигматизация непосредственно психологической помощи, необходимой не только пациентам, но и их родственникам. Для проведения эффективной информационно-просветительской работы необходимо понимание распространённости стигматизирующих установок как в общественном сознании, так и в информационной среде.

Цель. Определить распространённость в общественном сознании и пространстве социальных медиа негативных и стигматизирующих установок, связанных с онкологическими заболеваниями в России, а также связанной с ними стигмы потребности в психологической помощи.

Материалы и методы. Проведён всероссийский опрос на тему стигматизации онкологической и психологической помощи на выборке онкологических пациентов (n=73), близких родственников онкопациентов (n=426) и респондентах, близко не столкнувшихся с онкозаболеванием (n=513). Дополнительно выполнен качественно-количественный анализ сообщений пользователей в социальных медиа по ключевым словам, потенциально отражающим опыт онкологического заболевания у самого автора либо его близких (случайная подвыборка из 400 сообщений из исходной выборки порядка 150 тыс. сообщений).

Результаты. В работе проанализирована проблематика стигматизации онкологического заболевания в современном российском обществе с позиций концепции И. Гофмана. Установлена достаточно широкая распространённость негативных и стигматизирующих установок в отношении онкологических заболеваний и профессиональной психологической помощи в современном российском обществе и информационном пространстве. Обнаружены различия между указанными подвыборками по ряду стигматизирующих установок, а также взаимосвязь приверженности им с возрастом и полом респондентов. Анализ сообщений в социальных медиа выявил их вклад в метафору рака как страдания от боли, лечения и финансовых затрат.

Заключение. Наряду с гендерными и возрастными различиями, обнаруженные тенденции требуют дифференцированной информационно-просветительской работы с каждой из групп населения.

Об авторах

Анна Александровна Дренёва

НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Автор, ответственный за переписку.
Email: drenevaaa@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0003-3880-5202
SPIN-код: 8807-1295

к.п.н.

Россия, Москва

Александр Владимирович Праведников

НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Email: pravednikovav@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0002-2553-2359
SPIN-код: 4544-5280

к.социол.н.

Россия, Москва

Дарья Павловна Чистякова

НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Email: chistyakovadp@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0002-8729-9898
SPIN-код: 8799-0909
Россия, Москва

Ольга Эмильевна Гольдман

АНО «Проект СО-действие»

Email: o.goldman@yasnoeutro.ru
ORCID iD: 0000-0002-2490-1319
Россия, Москва

Игнат Викторович Богдан

НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Email: bogdaniv@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0002-7002-1646
SPIN-код: 1891-5081

к.полит.н.

Россия, Москва

Список литературы

  1. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3–6). Нью-Йорк: Прентис-Холл, 1963.
  2. Миськова Е.В. Сообщество пациентов в современной России: телесность и идентичность // Этнографическое обозрение. 2015. №. 6. С. 101–115.
  3. Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов. Руководство. Издание 2-е, доп. // под ред. А.М. Беляева, В.А. Чулковой, Т.Ю. Семиглазовой, М.В. Рогачёва. СПб: Изд-во АНО «Вопросы онкологии», 2018.
  4. Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть 1) // Психология и право. 2013. Т. 3, № 4. С. 1–12.
  5. Smart L., Wegner D.M. The hidden costs of hidden stigma. Heatherton T.F., Kleck R.E., Hebl M.R., Hull J.G., editors. The Social Psychology of Stigma. New York: Guilford Press, 2000.
  6. Lane J.D., Wegner D.M. The cognitive consequences of secrecy // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, N 2. P. 237–253. doi: 10.1037/0022-3514.69.2.237
  7. Зубарев О.С. Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа И. Гофмана. Харьков: Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна, 2012.
  8. Рождественская Е. Словами и телом: травма, нарратив, биография. Травма: пункты / под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. Москва: НЛО, 2009. С. 108–133.
  9. Fingeret M.C., Teo I., Epner D.E. Managing body image difficulties of adult cancer patients: lessons from available research // Cancer. 2014. Vol. 120, N 5. P. 633–641. doi: 10.1002/cncr.28469
  10. Weiss M. Signifying the pandemics: Metaphors of AIDS, cancer, and heart disease // Med Anthropol Q. 1997. Vol. 11, N 4. P. 456–476. doi: 10.1525/maq.1997.11.4.456
  11. Бердышева Е.С., Соколова А.А. Измерения страдания в социальных науках: случай онкологических заболеваний // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2018. Т. 126, № 1–2. С. 153–165. doi: 10.24411/2070-5107-2018-00010
  12. Charmaz K. Good days, bad days: The self in chronic illness and time. Rutgers University Press, 1991.
  13. Dijker A.J., Koomen W. Extending Weiner’s attribution-emotion model of stigmatization of ill persons // Basic and Applied Social Psychology. 2003. Vol. 25, N 1. P. 51–68. doi: 10.1207/S15324834BASP2501_4
  14. Frank A.W. Illness as moral occasion: Restoring agency to ill people // Health. 1997. Vol. 1, N 2. P. 131–148.
  15. Chapple A., Ziebland S., McPherson A. Stigma, shame, and blame experienced by patients with lung cancer: qualitative study // BMJ. 2004. Vol. 328, N 7454. P. 1470. doi: 10.1136/bmj.38111.639734.7C
  16. Carlson L.E., Zelinski E.L., Toivonen K.I., et al. Prevalence of psychosocial distress in cancer patients across 55 North American cancer centers // J Psychosoc Oncol. 2019. Vol. 37, N 1. P. 5–21. doi: 10.1080/07347332.2018.1521490
  17. Ходят ли россияне к психотерапевтам? [интернет]. Фонд Общественного Мнения [дата обращения: 23.10.2022]. Доступ по ссылке: https://fom.ru/Obrazzhizni/11885.
  18. Ramasubramanian S., Yadlin-Segal A. Stigma: media influence on. In: The International Encyclopedia of Media Effects. Hooboken: John Wiley & Sons, 2017. P. 1–10. doi: 10.1002/9781118783764.wbieme0159
  19. Вайнштейн С.В., Бурдин М.В., Шабалин Е.Ю. Опросник отношения к обращению за услугами в сфере психического здоровья (IASMHS): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Т. 23, № 3. С. 81–96. doi: 10.17072/2078-7898/2015-3-81-96
  20. Состояние онкологической помощи населению России в 2019 году / под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. Москва: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2021.
  21. Социальная адаптация и трудоустройство после онкологических заболеваний [интернет]. ВЦИОМ [дата обращения: 23.10.2022]. Доступ по ссылке: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-adaptacija-i-trudoustroistvo-posle-onkologicheskikh-zabolevanii.
  22. WHO report on cancer: setting priorities, investing wisely and providing care for all [Internet]. World Health Organization [дата обращения: 23.10.2022]. Доступ по ссылке: https://www.who.int/publications/i/item/9789240001299.
  23. Estes C.L. Mental health services for the elderly: key policy elements. In: Gatz M., editor. Emerging issues in mental health and aging. American Psychological Association, 1995. P. 303–327. doi: 10.1037/10179-012
  24. Аникина В.О., Попова А.Г., Васильева Н.Л. Субъективные факторы обращения за психологической помощью мужчин // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. Доступ по ссылке: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN520.pdf. Дата обращения: 23.10.2022.
  25. Vogel D.L., Heimerdinger-Edwards S.R., Hammer J.H., Hubbard A. «Boys don’t cry»: Examination of the links between endorsement of masculine norms, self-stigma, and help-seeking attitudes for men from diverse backgrounds // J Couns Psychol. 2011. Vol. 58, N 3. P. 368–382. doi: 10.1037/a0023688
  26. Vogel D.L., Wester S.R., Hammer J.H., Downing-Matibag T. Referring men to seek help: The influence of gender role conflict and stigma // Psychology of Men & Masculinity. 2014. Vol. 15, N 1. P. 60. doi: 10.1037/a0031761
  27. Conrad P. The medicalization of society: on the transformation of human conditions into treatable disorders. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007.
  28. van Haaren M.A.C., Reyme M., Lawrence M., et al. Illness perceptions of leprosy-cured individuals in Surinam with residual disfigurements — «I am cured, but still I am ill» // Chronic Illn. 2017. Vol. 13, N 2. P. 117–127. doi: 10.1177/1742395316657398
  29. Иванюшкин А.Я. Стигма как «вторая болезнь»: исторический контекст // Российский психиатрический журнал. 2010. № 1. С. 36–41.
  30. Масленица, приметы и суеверия [интернет]. ВЦИОМ [дата обращения: 23.10.2022]. Доступ по ссылке: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/maslenica-primety-i-sueverija.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2023


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».