Взаимосвязь факторов тормозного контроля, успешности обучения и сохранения здоровья студентов в условиях стрессовых нагрузок образовательного процесса


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования: выяснение роли тормозного контроля с учетом значения его центрального и автономного компонентов в успеваемости студентов вуза. Методы. В исследовании приняли участие 58 студентов в возрасте 17-21 года. Функции исполнительного контроля внимания оценивали на основе тестирования времени реакции при селекции конгруэнтных и неконгруэнтных зрительных стимулов. В качестве автономного компонента тормозного контроля рассматривали показатели вариабельности сердечного ритма. Для самооценки состояния здоровья использовали опросник SF-36. Результаты. Установлена связь успеваемости студентов и функций систем исполнительного и автономного контроля, указывающая, что лучшей успеваемости соответствует более быстрая селекция информации и меньшее время принятия решения, но большее напряжение автономной регуляции сердечной деятельности с повышением тонуса симпатической нервной системы. Согласно результатам регрессионного анализа предикторами успеваемости являются показатели скорости селекции информации, функций исполнительной системы внимания и адекватности процессов автономной регуляции, которые объясняют от 10 до 19 % ее вариабельности. Согласно опроснику SF-36 лучшей самооценке состояния физического здоровья соответствовала меньшая частота сердечных сокращений, а психического здоровья - меньший индекс вегетативного равновесия, то есть преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Выводы. Более высокой успеваемости студентов соответствуют лучшие показатели центрального компонента тормозного контроля - эффективная селекция информации, однако при большем напряжении автономной регуляции сердечной деятельности. Это указывает на необходимость повышения стрессоустойчивости студентов с высокими экзаменационными баллами и тренинга исполнительного контроля внимания при низкой успеваемости.

Об авторах

Ольга Михайловна Разумникова

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»

Email: razoum@mail.ru
доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики

Наталья Владимировна Асанова

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»

Список литературы

  1. Артеменков А. А. Оценка функционального состояния и резервных возможностей студентов в разные периоды обучения в вузе // Профилактическая медицина. 2013. № 3. С. 33-36.
  2. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиологических систем: методические рекомендации. М., 2002. 53 с.
  3. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-127.
  4. Бороноев В. В. Автоматизированный пульсодиагностический комплекс тибетской медицины «Пульс-ТМ». Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. 21 с.
  5. Дьячкова Т. В. Изменение показателей вариабельности сердечного ритма студентов в процессе учебной деятельности // Успехи современной науки. 2016. Т. 2, № 3. С. 50-53.
  6. Николаева Е. И., Котова С. А. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов различных форм обучения в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 24-32.
  7. Новик А. А, Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / 2-е изд. под ред. Ю. Л. Шевченко. М.: ОЛМАПРЕСС, 2007. 313 с.
  8. Сафонова В. Р., Шаламова Е. Ю. Параметры вариабельности сердечного ритма студенток Северного медицинского вуза при экзаменационном стрессе // Экология человека. 2013. № 8. С. 11-16.
  9. Baars M. A., Nije B. M., Tonnaer G. H., Jolles J. Selfreport measures of executive functioning are a deteminant of academic performance in firet-year students at a univereity of applied sciences // Front. Psychol. 2015. N 6. Р 1131.
  10. Best J. R., Miller P. H., and Naglieri J. A. Relations between executive function and academic achievement from ages 5 to 17 in a large, representative national sample // Leam. Individ. Differ 2011. N 21. P 327-336.
  11. Blair C. Executive function and eariy childhood education // Cunent Opinion in Behavioral Sciences. 2016. N 10. P 102-107.
  12. Da Silva W. Q. A., Fontes E. B., Forti R. M., Lima Z. L., Machado D. G. D. S., Deslandes A. C., Elsangedy H. M. Affect during incremental exercise: The role of inhibitor cognition, autonomic carfiac function, and cerebral oxygenation // PLoS ONE. 2017. N 12 (11). Р e0186926.
  13. Fan J., McCandliss B. D., Sommer T., Raz A., Posner M. I. Testing the efficiency and independence of attentional networks // J. Cogn. Neurosci. 2002. N 14 (3). P. 340-347
  14. Giedd J. N., Rapoport J. L. Stmctural MRI of pediatric brain development: what have we learned and where are we going? // Neuron. 2010. N 67 (5) P. 728-734.
  15. Gordon R., Smith-Spark J. H., Newton E. J., Henry L. A. Executive function and academic achievement in primar school children: The use of task-related processing speed // Frontiere in Psychology. 2018. N 9. Р 582.
  16. Hausser J. A., Schulz-Hardt S., Mojzisch A. The active learning hypothesis of the job-demand-control model: An experimental examination // Economics. 2014. N 57 (1). P 3-33.
  17. Jain A., Bansal R., Kumar A., Singh K. A comparative study of visual and auditor reaction times on the basis of gender and physical activity levels of medical firet year students // International Journal of Applied and Basic Medical Research. 2015. N 5 (2). P. 124-127.
  18. King A. V., Linke J., Gass A., et al. Microstmcture of a three-way anatomical netwoA predicts individual differences in response inhibition: A tractography study // NeuroImage. 2012. N 59. P. 1949-1959.
  19. Kim H.-G., Cheon E.-J., Bai D.-S., Lee Y. H., Koo B.-H. Stress and heart rate variability: A meta-analysis and review of the literature // Psychiatr Investigation. 2018. N 15 (3). P. 235-245.
  20. Knouse L. E., Feldman G., Blevins E. J. Executive functioning difficulties as predictore of academic performance: examining the role of grade goals // Leam. Individ. Differ 2014. N 36. P. 19-26.
  21. McCraty R. Heart rate variability: New perepectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulator capacity, and health risk // Global advances in health and medicine. 2015. N 1. P 46-61
  22. Miyake A., Friedman N. The nature and organization of individual differences in executive functions: four general conclusions // Curr. Dir. Psychol. Sci. 2012. N 21. P. 8-14
  23. Nakayama N., Arakawa N., Ejiri H., Matsuda R., Makino T. Heart rate variability can clarify students’ level of stress during nureing simulation // PLoS ONE. 2018. N 13 (4).
  24. Prosen S., Vitulić H. S. Executive function in different groups of university students // Review of Psychology. 2014. N 2. P. 137-143.
  25. Ribner A. D., Willoughby M. T., Blair C. B. Family life project key investigatore. Executive function buffere the association between eariy math and later academic skills // Front. Psychol. 2017. N 8. P 869.
  26. Sakagami M., Pan X., Uttl B. Behavioral inhibition and prefrontal cortex in decision-making // Neural Networks. 2006. N 19. P. 1255-1265
  27. Shokr E. A. M. Effect of exam stress on heart rate variability parametere in healthy students // Egypt. Acad. J. Biolog. Sci. 2015. N 7 (1). P 75-81.
  28. Siegrist J., Li J. Work stress and altered biomarkers: A synthesis of findings based on the effort-reward imbalance model // Int. J. Environ. Res. Public Health 2017. N 14. Р. 1373.
  29. Stenfors C. U. D., Hanson L. M., Theorell T., Osika W. S. Executive cognitive functioning and cardiovascular autonomic regulation in a population-based sample of working adults // Frontiers in Psychology. 2016. N 7. Р 1536.
  30. Thayer J. F. On the importance of inhibition: Central and peripheral manifestations of nonlinear inhibitory processes in neural systems // Dose-Response. 2006. N 4 (1). P. 2-21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Разумникова О.М., Асанова Н.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».