Влияние локации поселения и объёма школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальность представленного исследования обусловлена дефицитом эмпирически обоснованных представлений об инфраструктурных и географических факторах, структурирующих жизнь малых городских и сельских сообществ и влияющих на субъективное благополучие их представителей.

Цель. Выявить показатели субъективного благополучия и поведенческих установок подростков 12–18 лет и их субъективных оценок школьной среды, наиболее чувствительных к специфике географических и инфраструктурных характеристик малых городских и сельских поселений.

Материал и методы. Использованы данные опроса 1164 респондентов, проведённого по единой процедуре в 25 сельских и городских поселениях Сибири и Европейской части Севера РФ (2016–2018). Коэффициент альфа Кронбаха зависимых переменных варьирует от 0,654 до 0,811. Переменными, дифференцирующими группы сравнения, являлись: объём учебного заведения, удалённость населённого пункта от инфраструктуры областного центра и его положение относительно Арктической зоны.

Результаты. При сравнении в подгруппах подростков, выделенных по удалённости населённого пункта от города, положению относительно Арктической зоны Российской Федерации и объёму школы, обнаружены статистически значимые различия оценок дружелюбия в школьном окружении; отношения учителей; социальных норм, подталкивающих подростков к употреблению психоактивных веществ и противоправному поведению. Обнаруженные различия охватывают оценку субъективной защищённости; актуальной ситуации в школе, выраженность переживаний суицидального характера; установки к употреблению психоактивных веществ и готовность к самозащите и мести. Выявленные различия носят нелинейный характер и дают основания для предположений о механизмах социально-средового опосредования воздействия на субъективные оценки качества жизни и поведенческие установки подростков со стороны таких факторов, как удалённость и изолированность поселения, его расположение в зоне воздействия экстремальных природно-климатических условий или его объём.

Заключение. Полученные результаты применимы для выработки решений, обеспечивающих системный контроль социально-экологических рисков снижения качества жизни подростков, проживающих в малых городских и сельских поселениях слабозаселённых территорий РФ.

Об авторах

Григорий Сергеевич Чемерской

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: grchemerskoy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2618-4701
SPIN-код: 8918-7408
Россия, Томск

Светлана Владимировна Тюлюпо

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetdy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0272-3582
SPIN-код: 3631-4680

кандидат психологических наук

Россия, Томск

Баирма Антоновна Дашиева

Национальный исследовательский Томский государственный университет; Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук

Email: bairma2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3755-2952
SPIN-код: 5331-8378

д.м.н

Россия, Томск; Томск

Список литературы

  1. Буторина Н.Е., Буторин Г.Г. Донозологический этап наркологического поведения в детско-подростковом возрасте // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 2. C. 32–34.
  2. Masten A.S. Global Perspectives on Resilience in Children and Youth // Child Development. 2014. Vol. 85, N 1. P. 6–20. doi: 10.1111/cdev.12205
  3. Ungar M. Community resilience for youth and families: Facilitative physical and social capital in contexts of adversity // Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33, N 9. P. 1742–1748. doi: 10.1016/j.childyouth.2011.04.027
  4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., и др. Состояние и проблемы здоровья подростков в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22, № 6. C. 10–14.
  5. Макушкин Е.В., Чибисова И.А. Дети и подростки в ситуациях социального дистресса // Журнал неврологии и психиатрии. им. С.С. Корсакова. 2017. № 11. C. 3–12. doi: 10.17116/jnevro20171171123-12
  6. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: experiments by nature and design. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1979. 330 p.
  7. Hong S., Hardi F., Maguire-Jack K. The moderating role of neighborhood social cohesion on the relationship between early mother-child attachment security and adolescent social skills: Brief report // Journal of Social and Personal Relationships. 2023. Vol. 40, N 1. P. 277–287. doi: 10.1177/02654075221118096
  8. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 4. C. 42–52. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17941717 Дата обращения: 10.02.2023.
  9. Зараковский Г.М., Кулайкин В.И. Объективные и субъективные психологические составляющие качества жизни населения России // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 3. С. 43–49.
  10. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Москва : Росстат, 2017. 332 с.
  11. Толстов В.Г. Основные тенденции взаимодействия в экосистеме «ребенок — среда обитания» в Республике Коми // Экология Человека. 2005. № 1. C. 41–45.
  12. Дьякович М.П. Субъективное благополучие, здоровье и связанное с ним качество жизни подростков-ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе // Экология Человека. 2022. T. 29, № 9. C. 631–641. doi: 10.17816/humeco107427
  13. Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Сиврикова Н.В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. C. 215–233. doi: 10.15293/2658-6762.1902.15
  14. Тегалева Т.Д., Рыжкова И.В., Петошина С.И. Психосоциальное благополучие школьников Баренцева Евро-Арктического региона (анализ результатов международного научно-исследовательского проекта «Дети Арктики в сети: внедрение модели электронного здоровья школьников в Баренцевом регионе»). В: отв. ред. Чигишева О.П. Грантовая научно-исследовательская и научно-образовательная деятельность: цели, технологии, результаты. Т. 3. Ростов-на-Дону: ООО Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество» (Ростов-на-Дону), 2016. C. 83–110.
  15. Sohlman E., Kostenius C., Johansen O.M., et al., editors. ArctiChildrenInNet. Empowering School eHealth Model in the Barents Region. [Internet]. Rovaniemi : Lapland University of Applied Sciences, 2015 [cited 2023 Feb 15]. Available from: https://www.theseus.fi/bitstream/handle/10024/87759/ArctiChildren%20B%202%202015%20v2.pdf?sequence=4
  16. Farrugia D., Smyth J., Harrison T. Rural young people in late modernity: Place, globalisation and the spatial contours of identity // Current Sociology. 2014. Vol. 62, N 7. P. 1036–1054. doi: 10.1177/0011392114538959
  17. John-Akinola Y.O., Gabhainn S.N. Socio-ecological school environments and children’s health and wellbeing outcomes // Health Education. 2015. Vol. 115, N 3–4. P. 420–434. doi: 10.1108/HE-03-2014-0041
  18. Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Т. 16, № 3. C. 94–105. doi: 10.17759/bppe.2019160306
  19. Тюлюпо С.В., Дашиева Б.А. Проблемы популяционной оценки риска правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5. C. 189–200. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-189-200
  20. Iacobucci D., Duhachek A. Advancing Alpha: Measuring Reliability with Confidence // Journal of Consumer Psychology. 2003. Vol. 13, № 4. P. 478–487 [cited 2023 Feb 15]. Available from: https://www.jstor.org/stable/1480245
  21. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17, № 4. C. 11–17.
  22. Theron L., Cameron C.A., Didkowsky N., et al. А «Day in the Lives» of Four Resilient Youths: Cultural Roots of Resilience // Youth & Society. 2011. Vol. 43. № 3. P. 799–818. doi: 10.1177/0044118X11402853
  23. Лещенко Я.А. Социально-экологические основы системного исследования качества жизни населения города // Экология Человека. 2011. № 10. C. 42–47.
  24. Чащин В.П., Ковшов А.А., Гудков А.Б., Моргунов Б.А. Социально-экономические и поведенческие факторы риска нарушений здоровья среди коренного населения Крайнего Севера // Экология Человека. 2016. Т. 23, № 6. C. 3–8. doi: 10.33396/1728-0869-2016-6-3-8
  25. Лебедева И.В., Арифулина Р.У. Научно-методическое сопровождение процесса создания инновационной среды школы // Современные Наукоемкие Технологии. 2016. № 6–2. C. 364–368.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».