Влияние локации поселения и объёма школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков
- Авторы: Чемерской Г.С.1, Тюлюпо С.В.1, Дашиева Б.А.1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
- Выпуск: Том 30, № 6 (2023)
- Страницы: 439-456
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1728-0869/article/view/233112
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco501763
- ID: 233112
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность представленного исследования обусловлена дефицитом эмпирически обоснованных представлений об инфраструктурных и географических факторах, структурирующих жизнь малых городских и сельских сообществ и влияющих на субъективное благополучие их представителей.
Цель. Выявить показатели субъективного благополучия и поведенческих установок подростков 12–18 лет и их субъективных оценок школьной среды, наиболее чувствительных к специфике географических и инфраструктурных характеристик малых городских и сельских поселений.
Материал и методы. Использованы данные опроса 1164 респондентов, проведённого по единой процедуре в 25 сельских и городских поселениях Сибири и Европейской части Севера РФ (2016–2018). Коэффициент альфа Кронбаха зависимых переменных варьирует от 0,654 до 0,811. Переменными, дифференцирующими группы сравнения, являлись: объём учебного заведения, удалённость населённого пункта от инфраструктуры областного центра и его положение относительно Арктической зоны.
Результаты. При сравнении в подгруппах подростков, выделенных по удалённости населённого пункта от города, положению относительно Арктической зоны Российской Федерации и объёму школы, обнаружены статистически значимые различия оценок дружелюбия в школьном окружении; отношения учителей; социальных норм, подталкивающих подростков к употреблению психоактивных веществ и противоправному поведению. Обнаруженные различия охватывают оценку субъективной защищённости; актуальной ситуации в школе, выраженность переживаний суицидального характера; установки к употреблению психоактивных веществ и готовность к самозащите и мести. Выявленные различия носят нелинейный характер и дают основания для предположений о механизмах социально-средового опосредования воздействия на субъективные оценки качества жизни и поведенческие установки подростков со стороны таких факторов, как удалённость и изолированность поселения, его расположение в зоне воздействия экстремальных природно-климатических условий или его объём.
Заключение. Полученные результаты применимы для выработки решений, обеспечивающих системный контроль социально-экологических рисков снижения качества жизни подростков, проживающих в малых городских и сельских поселениях слабозаселённых территорий РФ.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Григорий Сергеевич Чемерской
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Email: grchemerskoy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2618-4701
SPIN-код: 8918-7408
Россия, Томск
Светлана Владимировна Тюлюпо
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetdy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0272-3582
SPIN-код: 3631-4680
кандидат психологических наук
Россия, ТомскБаирма Антоновна Дашиева
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Email: bairma2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3755-2952
SPIN-код: 5331-8378
д.м.н
Россия, Томск; ТомскСписок литературы
- Буторина Н.Е., Буторин Г.Г. Донозологический этап наркологического поведения в детско-подростковом возрасте // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 2. C. 32–34.
- Masten A.S. Global Perspectives on Resilience in Children and Youth // Child Development. 2014. Vol. 85, N 1. P. 6–20. doi: 10.1111/cdev.12205
- Ungar M. Community resilience for youth and families: Facilitative physical and social capital in contexts of adversity // Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33, N 9. P. 1742–1748. doi: 10.1016/j.childyouth.2011.04.027
- Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., и др. Состояние и проблемы здоровья подростков в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22, № 6. C. 10–14.
- Макушкин Е.В., Чибисова И.А. Дети и подростки в ситуациях социального дистресса // Журнал неврологии и психиатрии. им. С.С. Корсакова. 2017. № 11. C. 3–12. doi: 10.17116/jnevro20171171123-12
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development: experiments by nature and design. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1979. 330 p.
- Hong S., Hardi F., Maguire-Jack K. The moderating role of neighborhood social cohesion on the relationship between early mother-child attachment security and adolescent social skills: Brief report // Journal of Social and Personal Relationships. 2023. Vol. 40, N 1. P. 277–287. doi: 10.1177/02654075221118096
- Балацкий Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 4. C. 42–52. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17941717 Дата обращения: 10.02.2023.
- Зараковский Г.М., Кулайкин В.И. Объективные и субъективные психологические составляющие качества жизни населения России // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 3. С. 43–49.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Москва : Росстат, 2017. 332 с.
- Толстов В.Г. Основные тенденции взаимодействия в экосистеме «ребенок — среда обитания» в Республике Коми // Экология Человека. 2005. № 1. C. 41–45.
- Дьякович М.П. Субъективное благополучие, здоровье и связанное с ним качество жизни подростков-ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе // Экология Человека. 2022. T. 29, № 9. C. 631–641. doi: 10.17816/humeco107427
- Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Сиврикова Н.В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. C. 215–233. doi: 10.15293/2658-6762.1902.15
- Тегалева Т.Д., Рыжкова И.В., Петошина С.И. Психосоциальное благополучие школьников Баренцева Евро-Арктического региона (анализ результатов международного научно-исследовательского проекта «Дети Арктики в сети: внедрение модели электронного здоровья школьников в Баренцевом регионе»). В: отв. ред. Чигишева О.П. Грантовая научно-исследовательская и научно-образовательная деятельность: цели, технологии, результаты. Т. 3. Ростов-на-Дону: ООО Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество» (Ростов-на-Дону), 2016. C. 83–110.
- Sohlman E., Kostenius C., Johansen O.M., et al., editors. ArctiChildrenInNet. Empowering School eHealth Model in the Barents Region. [Internet]. Rovaniemi : Lapland University of Applied Sciences, 2015 [cited 2023 Feb 15]. Available from: https://www.theseus.fi/bitstream/handle/10024/87759/ArctiChildren%20B%202%202015%20v2.pdf?sequence=4
- Farrugia D., Smyth J., Harrison T. Rural young people in late modernity: Place, globalisation and the spatial contours of identity // Current Sociology. 2014. Vol. 62, N 7. P. 1036–1054. doi: 10.1177/0011392114538959
- John-Akinola Y.O., Gabhainn S.N. Socio-ecological school environments and children’s health and wellbeing outcomes // Health Education. 2015. Vol. 115, N 3–4. P. 420–434. doi: 10.1108/HE-03-2014-0041
- Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Т. 16, № 3. C. 94–105. doi: 10.17759/bppe.2019160306
- Тюлюпо С.В., Дашиева Б.А. Проблемы популяционной оценки риска правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5. C. 189–200. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-189-200
- Iacobucci D., Duhachek A. Advancing Alpha: Measuring Reliability with Confidence // Journal of Consumer Psychology. 2003. Vol. 13, № 4. P. 478–487 [cited 2023 Feb 15]. Available from: https://www.jstor.org/stable/1480245
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17, № 4. C. 11–17.
- Theron L., Cameron C.A., Didkowsky N., et al. А «Day in the Lives» of Four Resilient Youths: Cultural Roots of Resilience // Youth & Society. 2011. Vol. 43. № 3. P. 799–818. doi: 10.1177/0044118X11402853
- Лещенко Я.А. Социально-экологические основы системного исследования качества жизни населения города // Экология Человека. 2011. № 10. C. 42–47.
- Чащин В.П., Ковшов А.А., Гудков А.Б., Моргунов Б.А. Социально-экономические и поведенческие факторы риска нарушений здоровья среди коренного населения Крайнего Севера // Экология Человека. 2016. Т. 23, № 6. C. 3–8. doi: 10.33396/1728-0869-2016-6-3-8
- Лебедева И.В., Арифулина Р.У. Научно-методическое сопровождение процесса создания инновационной среды школы // Современные Наукоемкие Технологии. 2016. № 6–2. C. 364–368.
Дополнительные файлы
