Формирование систем защиты прав пациентов в зарубежных странах


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен компаративный анализ сложившейся практики защиты прав пациентов в развитых странах. Проанализировано 8 отечественных и 38 зарубежных источников литературы. Выявлено, что система защиты прав пациентов в зарубежных странах чаще всего представлена: уполномоченными по правам пациентов, осуществляющими свою деятельность независимо от государственных органов; профессиональными этическими комиссиями; коллегиальными органами контроля медицинской деятельности. В создании здравоохранения, ориентированного на удовлетворение потребностей пациентов, значительную роль играют профессиональные медицинские и пациентские общественные организации.

Об авторах

Ольга Альбертовна Цыганова

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: olgatsyg@nsmu.ru
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Т Г Светличная

Северный государственный медицинский университет

Список литературы

  1. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно-развитых странах / под ред. В. В. Гришина. М. : ФФОМС, 1997. 111 с.
  2. Влияние граждан и их организаций на систему здравоохранения: международный опыт / Глуховский В. В., Гук А. П., Слабкой Г. А., Фролов Ю. А., Цолова С. Киев : Дизайн и полиграфия, 2006. 100 с.
  3. Глуховский В. В. Стандарты и механизмы обеспечения прав пациентов в системах здравоохранения. Николаев : Дизайн и полиграфия, 2008. 136 с.
  4. Городской А. А., Воропаев А. В. О необходимости страхования гражданской ответственности лечебнопрофилактических учреждений при предоставлении возмездных медицинских услуг // Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Ю. Д. Сергеева, С. В. Ерофеева. Иваново - Владимир : НАМП, 2008. С. 213-217.
  5. Жиляева Е. П. Реформы здравоохранения в странах центральной и восточной Европы // Проблемы социальной гигиены и история медицины. М., 1998. № 1. С. 56-58.
  6. История и текущая практика защиты прав пациентов в ведущих странах мира: аналитический обзор зарубежного опыта защиты прав пациентов / Фонд содействия развитию науки, образования и медицины. М., 2009. 80 с.
  7. Мельникова Л. С. Обеспечение и защита прав пациента: российское законодательство: доклад на международном семинаре по правам пациента, Москва, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 29-30 октября 2001 г.
  8. Правовые вопросы защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / под ред. А. М. Таранова. М. : Федеральный фонд ОМС, 2003. 240 с.
  9. Access to Justice - Final Report Lord Woolf’s, 26 July 1996. URL: http://lawbore.net/reports/general/220 (дата обращения 19.01.2012).
  10. Action against of Medical Accidents: Report and Financial Statements. URL: http://www.avma.org.uk/ (дата обращения 19.01.2012).
  11. Active Citizenship Network. URL: http://www. activecitizenship.net/ (дата обращения 31.01.2012).
  12. American Medical Association. URL: http://www.ama-assn.org/ (дата обращения 31.01.2012).
  13. Aydin E. Right of Patients in Developing Countries: the Case of Turkey // Journal of Medical Ethics. 2004. N 30. P 555-557.
  14. Bennekom-Stompedissel I. Patient organizations and prevention in the Netherlands // The European Journal of Public Health. 2007. Vol. 17 (6). P 545.
  15. Beyond the HIPAA Privacy Rule: Enhancing Privacy, Improving Health Through Research. Institute of Medicine of the National Academies. Report Brief., 2009. URL: http // www. iom.edu/hipag (дата обращения 30.01.2012)
  16. Bringing a complaint to the Health Service Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk (дата обращения 19.01.2012).
  17. Bringing a complaint to the Parliamentary Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk (дата обращения 19.01.2012).
  18. Bringing wider public benefit from individual complaints. Annual Report 2007-2008. The Parliamentary and Health Service Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk/_data/ assets/pdf_file/0002/1010/Annual-Report-2007 -08.pdf (дата обращения 30.01.2012).
  19. Care Quality Commission. URL: http://www.cqc.org.uk. (дата обращения 19.01.2012).
  20. Federation des associations d’aide aux victims medicaux. URL: http://www.acronymfinder.com/Associations-d'Aide-aux-Victimes-d'Accidents-M%C3%A9dicaux-(French%3A-Medical-Acident-Victims-Assistance-Association)-(AVIAM).html (дата обращения 30.01.2012).
  21. Health Action International. URL: http://haieurope.org. (дата обращения 30.01.2012).
  22. Health care systems in transition: Estonia. / Jesse M. [et al.] Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, 2004. URL : http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0004/80689/ E85516R.pdf. (дата обращения 31.01.2012)
  23. Health systems in Transition: learning from experience / Figueras J. [et all] / URL: http://www.euro.who.int/_data/ assets/pdf_file/0007/98395/E83108.pdf (дата обращения 31.01.2012)
  24. Human Rights in Health care. A framework for local action designed by Department of Health? British Institute of Human Rights and 5 NTS Trusts), Equality and human Rights Group, 2008. URL: http://www.merseycare.nhs.uk/Library/ Who_we_are/Equality_and_Diversity /framework2.pdf (дата обращения 30.01.2012).
  25. International Alliance of Patients' Organizations. URL: http://www.patientsorganizations.org (дата обращения 30.01.2012).
  26. La Commission des Relations avec les Usagers et de la Qualite de la Prise en Charge / URL: http://www.aphp.fr/site/ droits/cruqpc.htm (дата обращения 27.01.2012).
  27. La Commission nationale des accidents medicaux. URL: http://www.sante.gouv.fr/indemnisation-des-accidents-medicaux-des-affections-iatrogenes-et-des-infections-nosocomiales.html (дата обращения 27.01.2012).
  28. Les commissions regionales de conciliation et d’indemnisation des accidents medicaux, des affections iatrogenes et des infections nosocomiales. URL: http://www.commissions-crci.fr/commissions. (дата обращения 27.01.2012).
  29. Les conseils regionaux de santé. URL: http://www. parhtage.sante.fr/re7/site.nsf/(webpub)/CRS. (дата обращения 27.01.2012).
  30. Liability insurance. The New Encyclopedia Britannic’s. 1988. Vol. 21. P 680-691.
  31. Local Involvement Networks, LINks. URL: http://www. nhs.uk/links (дата обращения 19.01.2012).
  32. LOI n° 2002-303 du 4 mars 2002 relative aux droits des malades et á la qualité du système de santè (1): URL: http:// www.legifrance.gouv.fr/WAspad/UnTexteDeJorf?numjo= mesx0100092l# (дата обращения 15.01.2012).
  33. L’Union nationale des associations de representation des malades. URL: http://ile-de-france.sante.gouv.fr/sante-publique/ agrement-des-associations/agrement-des-associations.html (дата обращения 27.01.2012).
  34. MacKenney S., Falberg L., Andersen T. Supporting Patients’ Rights and Empowering Citizens: Emering sistem in Europe. Biennial report “Legislation and Patients’ Rights-Health System Policies, WHO/EURO”. Copenhagen, 2001, 58 p.
  35. National Association for Patient Participation. URL: www. napp.org.uk (дата обращения 19.01.2012).
  36. Netherlands Patient and Consumer Federation. URL: http:// www.nspf.n (дата обращения 30.01.2012).
  37. Office national d’indemnisation des accidents medicaux. URL: http://www.oniam.fr/infos-et-documents/lois-et-reglements/l-oniam (дата обращения 27.01.2012).
  38. One state’s response to the malpractice insurance crisis: North Carolina’s rural obstetrical care incentive program / Taylor D H Jr., Ricketts T S 3rd, Berman J L, Kolimaga J T // Public Health Reports. 1992. Vol. 107, N 5. P. 523-529.
  39. O’Reilly K. B. Hospital error-reporting systems falling short. URL: http://www.ama-assn.org/amednews/2009/02/09/ prse0212.htm (дата обращения 30.01.2012).
  40. Patients Association. Survey of the UK Public: Patients’ rights. URL: http://www.patient-view.com/2.%20Patients'%20 Rights%20in%20Europe%20and% 20the%20UK,%20 Dec%202005.pdf (дата обращения 30.01.2012).
  41. Patient’s Rights Act: URL: http://waml.haifa.ac.il/index /refernce/legislation/israel/israel1.htm (дата обращения 15.01.2012).
  42. Patients’ Rights in Europe: A Citizens’ Report Monitoring The European Charter Of Patients’ Rights. URL: http://www. ncwmalta.com/patientsrightsineuropeacitizensreport (дата обращения 30.01.2012).
  43. Parliamentary and Health Service Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk/ (дата обращения 19.01.2012).
  44. Public Citizen. URL: http:// www.citizen.org (дата обращения 30.01.2012).
  45. The Independent Complaints Advocacy Service (ICAS). URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/www. dh.gov.uk/en/Managingyourorganisation/Legalandcontractual/ Complaintspolicy/NHScomplaintsprocedure/DH_4087428 (дата обращения 19.01.2012).
  46. The National Patient Safety Agency. URL: http://www. npsa.nhs.uk (дата обращения 19.01.2012).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2013


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».