FEATURES OF VERBAL DEVELOPMENT OF FIRST-GRADERS WITH DIFFERENT LEVEL OF SPEECH FORMATION


Cite item

Full Text

Abstract

The article has shown results of an experimental research of Arkhangelsk first-graders’ speech development. The schoolchildren with strong and insignificant general immaturity of speech were characterized by weak formation of all oral speech parameters. The connections between the structural components of the oral speech have been analyzed. The article has given reasons for the necessity of early speech development for children who start systematic training at school. These results are of interest for planning of correctional-developing lessons with schoolchildren with delays in speech development.

About the authors

L V Sokolova

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Email: sluida@yandex.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии человека ФГОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Министерства образования и науки Российской Федерации Тел. (8182) 21-89-39 Arkhangelsk, Russia

T V Emelyanova

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

T S Koposova

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

References

  1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М. : Юнити, 1998. 1005 с.
  2. Алехин А. Н., Вертячих Н. Н. Методические основания исследований нарушений психической адаптации // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии : материалы первой международной науч.-практ. конф. Владивосток : Владивостокский государственный медицинский университет, 2009. С. 17—23.
  3. Бардеева О. А., Волокитина Т. В., Лукманова Н. Б. Динамика временных параметров сенсомоторных реакций у детей 7—9 лет с разным уровнем физической подготовленности // Экология человека. 2010. № 9. С. 38—42.
  4. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Особенности речевого развития и трудности обучения письму и чтению у школьников 1-х и 3-х классов // Альманах «Новые исследования». 2003. № 1. С. 68—77.
  5. Белова О. А. Факторы, влияющие на функциональную готовность детей к обучению // Материалы международной конференции «Физиология развития человека». М. : Вердана, 2009. С. 19—20.
  6. Васильева Е. В., Копосова Т. С., Соколова Л. В. Основные факторы риска раннего дисонтогенеза у первоклассников школ г. Архангельска // Экология человека. 2005. № 6. С. 18—21.
  7. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб. : Стройлеспечать, 1997. С. 262—265.
  8. Грибанов А. В., Рысина Н. Н. Поведенческое реагирование детей с дискалькулией // Экология человека. 2011. № 3. С. 56—60.
  9. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  10. Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. Серия ««Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). 2009. № 1(58). С. 142—147.
  11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М. : Изд-во МГУ, 1968. 503 с.
  12. Наследов А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999. 100 с.
  13. Нифонтова О. Л., Литовченко О. Л., Гудков А. Б. Показатели центральной и периферической гемодинамики детей коренной народности Севера // Экология человека. 2010. № 1. С. 28—32.
  14. Преснова О. В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летненго возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 117—125.
  15. Ривина И. В., Левонтина Н. В. Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 47—57.
  16. Тарасова О. В. Теоретические основы превентивных здоровьесберегающих технологий в школьной медицине // Экология человека. 2006. № 6. С. 25—28.
  17. Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 2003. № 1. С. 23—32.
  18. Фотекова Т. А. Тестовая методика устной речи младших школьников. М. : АРКТИ, 2000. 56 с.
  19. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2000. 120 с.
  20. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе : метод. руководство. СПб. : ГП «ИМАТОН». 1999. 184 с.
  21. Davis M. H., Johnsrude I. S. Hierarchical processing in spoken language comprehension // The Journal of Neuroscience. 2003. N 23(8). P 3423.
  22. Dehaene-Lambertz G., Hertz-Pannier L., Dubois J. [et al.] Functional organization of perisylvian activation during presentation of sentences in preverbal infants // PNAS. 2006. Vol. 103, N 38. P 14240—14245.
  23. Facoetti A., Lorusso M. L., Paganoni P., Cattaneo C. [et al.] Auditory and visual automatic attention deficits in developmental dyslexia // Cognitive Brain Research. 2003. Vol. 16, N 2. P 185—191.
  24. Humphries C., Binder J. R., Medler D. A. [et al.] Syntactic and semantic modulation of neural activity during auditory sentence comprehension // Journal of Cognitive Neuroscience. 2006. N 18. P 665—679.
  25. Miller C. J., Hynd G. W., Miller S. R. Children with dyslexia: not necessarily at risk for elevated internalizing symptoms // Reading and Writing. 2005. Vol. 18, N 5. P. 425—436.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Ekologiya cheloveka (Human Ecology)


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».