Развитие произвольных психических процессов у детей младшего школьного возраста в условиях дифференцированного обучения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучены особенности развития детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения: 1) по основной образовательной программе; 2) с включением подпрограммы с комплексной физической нагрузкой; 3) с включением подпрограммы этнокультурной направленности. Изучались: мотивация обучения, скорость переработки информации, концентрация внимания, самостоятельность, психологическое состояние, отношение к школе. В динамике обучения во всех группах учебная мотивация сохранялась на среднем уровне; произвольное внимание значительно возросло к середине второго года обучения (p1 < 0,001; p2 < 0,001; p3 = 0,003 соответственно). Скорость переработки информации в группе с интенсивной двигательной нагрузкой значительно (p = 0,014) превысила таковую у детей, обучающихся по этнокультурной подпрограмме. Дифференцированная организация учебного процесса не показала различий и способствовала формированию умений школьников совершать учебные действия. Вместе с тем у части детей было отмечено снижение показателя эмоционального отношения к школе.

Об авторах

Н А Мальгина

Общеобразовательная гимназия № 3

Архангельск

Елена Алексеевна Бочарова

Северный государственный медицинский университет

Email: bocharova-elena@mail.ru
доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Архангельск

Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 12. С. 20-25
  2. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004. 280 с.
  3. Бочарова Е. А., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Психосоциальная адаптация детей с проблемами в развитии в условиях специализированных учреждений // Экология человека. 2009. № 9. С. 50-54.
  4. Васильева Т. П. Психолого-педагогические условия развития креативности учащихся начальных классов в вальдорфской школе : автореф. дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2001. 22 с.
  5. Голоухова Г. Н., Тихонова О. Н., Попова Е. В. Психофизиологические возможности обучаемости младших школьников // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2007. № 1 (1). С. 66-68.
  6. Гуткина Н. И., Печенков В. В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5). С. 16-22.
  7. Канжина Н. Н. Психофизиологическая характеристика аудиомоторных реакций у детей 7-11 лет с низким уровнем произвольного внимания и повышенной тревожностью : автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск, 2010. 17 с.
  8. Кожевникова И. С., Джос Ю. С. Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 5. С. 49-54.
  9. Кыштымова И. М. Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса : автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2000. 19 с.
  10. Лукьянченко Н. В., Ядрышникова Т. Л. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. 2004. № 3. С. 106-110.
  11. Поляшова Н. В. Динамика функционального состояния детей 7-10 лет в процессе обучения в общеобразовательной школе : автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск, 2010. 19 с.
  12. Попова Е. В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий принятия решения у детей предшкольного и школьного возраста : автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск, 2009. 19 с.
  13. Сафонова О. А. Физическое состояние и психомоторное развитие детей-северян 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности : автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск, 2011. 20 с.
  14. Семенова О. В., Мачинская Р. И., Ахутина Т. В., Крупская Е. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 4. С. 23-30.
  15. Сидоров П. И., Бочарова Е. А., Соловьев А. Г. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни : монография / под ред. П. И. Сидорова. Архангельск. 2005. С. 129-138.
  16. Шахова Л. И. Критерии оценки эффективности реализации экспериментальной программы дополнительного образования «Соловецкие юнги» // Сильные родители - счастливые дети : сборник научных статей и материалов. Архангельск : Изд-во Помор. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2009. С. 88-90
  17. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников : монография. СПб. : Речь, 2003. 384 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2014


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».