Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личности, который характеризуется индивидуальными особенностями. Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Отмечено, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В качестве рабочей гипотезы исследования было принято положение, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста будут иметь различия в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6-7 лет в городе Москве и Московской области. Исследование проводилось в два этапа. На первом с помощью психодиагностических методик оценивались уровни вербального и социального интеллекта детей. На втором изучалась эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков (p = 0,027), и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. Мальчики более агрессивны, чем девочки (p < 0,001), однако девочки более тревожны (p = 0,027). Кроме того, у мальчиков старшего дошкольного возраста выше произвольность речевого общения по сравнению с девочками (p < 0,001), они более интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления (p < 0,001). Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.

Об авторах

Я В Шимановская

Российский государственный социальный университет

Email: ya1873@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социальных технологий Российского государственного социального университета 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

С Н Козловская

Российский государственный социальный университет

г. Москва

Л И Старовойтова

Российский государственный социальный университет

г. Москва

Список литературы

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль, 1998. 249 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2002. 320 с.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 529 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 127 с.
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак. New York; London: Plenum press, 2001. 352 с.
  6. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
  7. Каган В.Е. Неконтактный ребенок. Л.: Медицина, 1989. 391 с.
  8. Ковалева Н.П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте // Экология человека. 2014. № 2. С. 25-32.
  9. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. 294 с.
  10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 224 с.
  11. Лукманова Н.Б., Волокитина Т.В., Гудков А.Б., Сафонова О.А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7 - 9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
  12. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 135 с.
  13. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 115-124.
  14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
  15. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2003. 240 с.
  16. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 238-239.
  17. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children’s recognition of emotional expressions // Percept, and Mot. Skills, 1985. Vol. 61, N 3. Pt. 2. P. 1 175-1 178.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2016


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».