Mixed and hybrid formats of teaching foreign languages in modern educational realities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This scientific article is devoted to a comprehensive analysis of modern formats for teaching foreign languages and describes the practical experience of integrating the EnglishProUni educational platform into the educational process. This platform was developed by Tomsk State University. In the context of the rapid transformation of modern education and the automation of many professions, students today expect not only the assimilation of new knowledge but also an understanding of how to apply it effectively in the context of personal and professional development. Therefore, effective learning within a hybrid model requires a rethinking of traditional methods and technologies, as well as the active involvement of students in every educational case. The article details modern methods for teaching foreign languages, including audio-linguistic, audiovisual, communicative, and lexical approaches, as well as innovative formats such as inverted learning and the use of authentic materials. Particular attention is paid to the integration of digital technologies and online platforms that create an interactive and adaptive learning environment, contributing to student independence and motivation. The EnglishProUni platform implements an audio-linguistic approach using information modules and training exercises, allowing for effective combination of classroom activities with independent work. Furthermore, the article analyzes modern trends in learning, including the use of artificial intelligence to personalize the educational process, the “study buddy” format (training pairs), and the capabilities of online platforms to increase engagement and effectiveness in language acquisition. A comparative analysis of traditional and hybrid learning models is presented, identifying the advantages and challenges of introducing innovative technologies into the educational process. The study demonstrates that using the EnglishProUni platform contributes to developing practical communication skills and meets the modern requirements of both the labor market and educational standards. This opens up new possibilities for teaching foreign languages in universities.

About the authors

Larisa Georgievna Medvedeva

National Research Tomsk State University

Email: lg.medvedeva@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Elena Yurievna Nadezhdina

National Research Tomsk State University

Email: nadezhdina_elena_tsu@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Королева Н.А., Малышева Н.В. Гибридная модель обучения в высшем образовании: вызовы и перспективы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 45–67.
  2. Суханова Е.А., Клягин А.В., Ананьев Б.Г. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад. М., 2021. 48 с.
  3. EnglishProUni. URL: https://englishprouni.com (дата обращения: 05.04.2025).
  4. Ананьев Б.Г. Психология индивидуальности. М.: Смысл, 2005. 368 с.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  6. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – шаг к единому языку науки. М.: Прогресс, 1973. 236 с.
  7. Роджерс К. Становление личностью. М.: Республика, 1994. 224 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 176 с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 144 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  11. Эльконин Д.Б. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1962. 256 с.
  12. Richards J. C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 416 p.
  13. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Harlow: Pearson Education Limited, 1999. 144 p.
  14. Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11, № 2. С. 21–26.
  15. Linder K.E. Fundamentals of hybrid teaching and learning // New Directions for Teaching and Learning. 2017. Vol. 2017, № 149. P. 11–18.
  16. Bernard R.M., Abrami P.C., Suvorov R.A. A meta-analysis of blended learning and technology use in higher education: From the general to the applied // Journal of Computing in Higher Education. 2014. Vol. 26. P. 87–122
  17. Клягин А.В., Суханова Е.А., Якиманская И.С. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии // Современная аналитика образования. 2020. № 36, Т. 6. С. 89–97.
  18. Клягин А.В., Макарьева А.Ю. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии // Современная аналитика образования. Express-выпуск. М., 2020. № 4. URL: https://ioe.hse.ru/sao_universitycases?ysclid=mfmgmla79w255998058 (дата обращения: 05.04.2025).
  19. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343, [1] с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf?ysclid=mfmhv32fjv967520079 (дата обращения: 05.04.2025).
  20. Нагель О.В., Ли Б.В. Виртуальные собеседники при формировании коммуникативного навыка диалогической речи на иностранном языке // Язык и культура. 2022. № 59. С. 254–270.
  21. Saichaie K. Blended, flipped, and hybrid learning: Definitions, developments, and directions // New Directions for Teaching and Learning. 2020. Vol. 2020, № 164. P. 95–104
  22. Zhang R., Zou D. Types, purposes, and effectiveness of state-of-the-art technologies for second and foreign language learning // Computer Assisted Language Learning. 2022. Vol. 35, № 4. P. 696–742.
  23. Nation P. Learning Vocabulary in Another Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 447 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».