Педагогическая технология формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности в контексте медийно-ориентированной образовательной парадигмы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Динамичное развитие и использование информационных технологий в социуме, организация информационного пространства создают благоприятные условия и потенциальные возможности для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию в том объеме, который необходим для саморазвития, самообразования и самосовершенствования. При этом большой поток информации, обрушивающийся на каждого представителя информационного общества, заставляет изменять отношение к информации в целом и к информации как источнику знаний в частности. Следовательно, в информационном обществе приобретает новое качество и профессиональная подготовка студентов вуза. Претерпевает трансформацию ее содержание, формы организации образовательного процесса (онлайн, офлайн, смешанный, гибридный) и методы обучения, смещая акцент на формирование гибких (надпрофессиональных) навыков студентов. В результате возникает необходимость говорить о такой системе передачи знаний, которая способна быстро улавливать изменения в окружающей действительности, маневрировать в предоставленных условиях, анализировать большие объемы данных, выявлять общие тренды, соответствовать требованиям изменяющейся экономической среды. Делается попытка ответить на вызовы современного информационного общества в условиях его цифровой трансформации разработкой авторской педагогической технологии формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности с учетом запросов пользователей на их информационные образовательные потребности. Она рассчитана на студентов, в учебных планах которых предусмотрена дисциплина «Психология и педагогика». Содержание педагогической технологии сконцентрировано на выполнении задач, ориентированных на формирование универсальных и обобщенных знаний как научную основу решения практических вопросов общепрофессиональной подготовки студентов вуза. Доминирующим условием ее реализации выступает медийно-образовательная коммуникация. Педагогическая технология имеет полноценную структуру, включающую в себя целевой, методологический, организационный, материально-технический, содержательно-деятельностный, результативно-оценочный компоненты. В ходе исследования были определены критерии и уровни сформированности готовности студентов вуза к профессиональной деятельности. Таким образом, в данной работе представлен результат теоретического исследования с использованием методов конкретизации, изучения и обобщения педагогического и управленческого опыта работы в вузе.

Об авторах

Виктория Вячеславовна Левченко

Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева

Email: levchenko_v2004@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор Самара, Россия

Наталья Викторовна Иванушкина

Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева

Email: inw38641@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Самара, Россия

Список литературы

  1. Тоффлер Э. Третья волна // США – экономика, политика, идеология. Москва, 1982. № 7. С. 97–102.Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 3. С. 1273–1288.Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2022. 432 с.Левченко В.В. Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 142–149.Морозова О.Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 5. С. 150–158.Интернет-коммуникация как новая речевая формация // Интернет-коммуникация: структура и основные параметры. М.: Наука: Флинта, 2012. С. 9–52.Чумакова В.А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 451–453.Деминова М.А. Медийная коммуникация: преодоление времени и пространства в диалоге с аудиторией // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 10. С. 77–87.Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2009. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17253067 (дата обращения: 30.08.2021).Новикова В.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2009. 20 с.Иванушкина Н.В. Формирование цифровой компетентности студентов вуза как фактор их профессионально-личностного развития // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2. С. 273–276.Дудук С.Л. Особые формы проведения лекции как условие развития инновационной деятельности студентов медицинского университета // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2013. № 2 (42). С. 112–114.Исаева Т.Е. Методика проведения и тайм-менеджмент интерактивной дискретной лекции // Концепт. 2024. № 6. С. 70–87.Ланина С.Ю., Плащевая Е.В. Методические особенности организации лекционных занятий в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 265–268.Ладыжец Н.С. Тренинги со студентами как форма организации образовательного аудиторного процесса и развивающего досуга // Вестник Удмуртского университета. 2010. № 1. С. 3–17.Конышева А.В. Вебинар как сетевая форма организации учебной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S1. С. 86–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25591290 (дата обращения: 30.08.2021).Donina O., Ivanushkina N., Aryabkina I., Chernykh A., Gemranova A., Chernova Y. Genesis of methodological approaches to definition and organization of university information and education space // Amazonia Investiga. 2020. № 9 (29). Р. 417–426. doi: 10.34069/AI/2020.29.05.46 EDN: MYFGNPИванова Е.Б. Организация дистанционного обучения в формате вебинаров: рекомендации по проведению вебинаров от и до // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 3 (7). С. 106–113.Эльмурзаева М.Э., Юсупова Р.В., Потапов А.А. Возможности использования онлайн-курсов и вебинаров для обучения студентов бакалавриата // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 413–416.Разумова Н.А. Видиолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 1. С. 69–70.Щипова О.В., Иванушкина Н.В. Использование цифровых технологий при реализации дистанционного обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25, № 89. С. 12–19.Иванушкина Н.В. Научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 11 (133). С. 268–271.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».