Формирование интеллектуально-творческого потенциала учащихся-билингвов во внеурочной деятельности (на примере олимпиады по русскому языку)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется один из актуальных вопросов современной лингвометодики – формирование интеллектуально- творческого потенциала учащихся-билингвов во внеурочной деятельности. Одной из форм внеурочной деятельности, наиболее распространенных форм обогащения интеллектуально-развивающих ресурсов образовательной среды является олимпиада, которая позволяет преодолевать трудности, погружает ученика в определенную область научного знания, помогает выявить различные стороны одаренности учащихся. Приведен опыт работы в олимпиаде по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан. Для учащихся-билингвов олимпиада по русскому языку – это один из приемов погружения учащихся в русскую языковую среду, вовлечения учащихся в активную языковую практику, один из способов повышения интереса к изучению языка, формирования, наряду с коммуникативной, речевой компетенции и культуроведческой. Целесообразным и методически верным решением при разработке олимпиадных заданий является учет дидактических принципов: научности, занимательности, доступности. Подробно раскрывается содержание каждого принципа, аргументируются выдвинутые научные положения, говорится о важности понимания терминов, сути вопроса лингвистической задачи на олимпиаде. Особое внимание уделено принципу доступности, учитывающему индивидуальные особенности учащихся и явление интерференции (влияние родного языка). В качестве материала исследования проведен анализ письменных олимпиадных работ учащихся-билингвов, выявлены их типичные ошибки. Поскольку наибольшее количество ошибок связано с написанием сочинения (сочинение – одна из форм письменной работы, в которой проверяются и знания учащихся, и их творческий потенциал), в научной работе подробно описываются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся. Также говорится о возможной лингвометодической помощи учителям, важности реализации текстовой деятельности на уроках русского языка. Для структурного и наглядного представления выдвинутых положений составлена модель формирования интеллектуально- творческого потенциала учащихся.

Об авторах

Гузель Миннезуфаровна Нуруллина

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: nurullinagz@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Казань, Россия

Список литературы

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций). М., 2022. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/01_frp_russkij-yazyk_5-9-klassy.pdf (дата обращения: 12.10.2024).Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: Академия, 2001. 512 с.Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. 320 с.Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51–65.Калинина Л.В. О принципах подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку // Русский язык в школе. 2018. № 6. С. 3–7. doi: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-3-7Слизовский Д.Е., Иванова М.Г., Мартыненко Е.В. Интеллектуальные конкурсы школьников: основные задачи и социальное значение // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 73–88.Мельникова Н.М. Роль предметных олимпиад в развитии познавательной активности младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 126–131.Муравьев С.Е., Скрытный В.И. Олимпиады школьников // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 126–130.Шакирова Л.З. Казанская лингвистическая школа и лингвометодика // Казанская лингвометодическая школа: Шакирова Лия Закировна: сб. ст. и воспоминаний, посвящ. юбилею д-ра пед. наук, проф. Лии Закировны Шакировой / сост. Н.Н. Фаттахова, З.Ф. Юсупова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 196 с.Юсупова З.Ф. Роль олимпиады по русскому языку как неродному в развитии билингвальной языковой личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-olimpiady-po-russkomu-yazyku-kak-nerodnomu-v-razvitii-bilingvalnoy-yazykovoylichnosti; doi: 10.17223/19996195/38/20 (дата обращения: 15.10.2024).Закирьянов К.З., Замалетдинов Р.Р., Замалетдинова Г.Ф. К проблеме формирования билингвальной личности в нерусской школе // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 4 (46). С. 37–45.Нуруллина Г.М. О сущности интереса в обучении русскому языку (на примере реалий, обозначающих русские народные игры и игрушки) // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова / отв. ред. С.Л. Михеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. С. 220–223.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2. 11-е изд. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1905. 444 с.Глухих Н.В. Историко-культурный блок в системе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку // History, languages and cultures of the Slavic peoples: from origins to the future Materials of the VI international scientific conference. 2017. С. 37–41.Еремина С.А. Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку // Филологический класс. 2015. № 4 (42). С. 65–70.Крисанова И.В. Задания к олимпиадам по русскому языку (сектор «История русского языка») // Амурский научный вестник. 2016. № 1. С. 106–112.Nurullina G., Golovanova I. The Competence-based Approach in Teaching Russian Language in the System of Modern Professional Education for Non-Philologist Students // ARPHA Proceedings. Part of: V International Forum on Teacher Education: Part II: Educational Environment and Management. 2019. Р. 1131–1136. doi: 10.3897/ap.1.e1074Karabulatova I.S., Polivara Z.V., Zamaletdinov R.R. Ethno-Linguistic Peculiarities of Semantic Perception of Language Competence of Tatar Bilingual Children // World Applied Sciences Journal Issue 27 (Education, law, economics, language and communication). 2013. Р. 141–145. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197469818.pdf (дата обращения: 15.10.2024).Ерохина Е.Л., Самолина А.В. Обучение текстовой деятельности на уроках русского языка: возможности использования текстов с дополненной реальностью // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 1 (231). С. 97–105. doi: 10.23951/1609-624X-2024-1-97-105Добротина И.Н., Осипова И.В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 16–21. doi: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-16-21

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».