Актуальное состояние качества практической подготовки будущих педагогов и перспективы ее совершенствования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основании данных, полученных в ходе изучения качества практической подготовки будущих педагогов, анализируются трудности, с которыми сталкиваются молодые учителя на этапе вхождения в профессию, их удовлетворенность собственным багажом педагогических компетенций, представлено мнение представителей работодателей по проблеме повышения качества педагогического образования. Цель – исследование качества практической подготовки педагогов и построение перспектив ее совершенствования. Использован комплекс методов научного исследования, представленный теоретическим анализом психолого-педагогической литературы; анкетированием практических работников образовательных организаций, студентов выпускных курсов направлений педагогического образования и молодых педагогов; методом экспертных оценок, примененным при обсуждении проблем качества практической подготовки и перспектив ее совершенствования; анализом первичных статистик. Представлены результаты экспериментального исследования, которые выявили различие в оценке удовлетворенности качеством практической подготовки в каждой категории респондентов. Сходство мнений представителей работодателей, молодых педагогов и студентов обнаружено в дефиците умений вести школьную документацию, применять знания нормативно-правовых основ образования в профессиональной деятельности. Установленное различие мнений о качестве подготовки объясняется особенностями представлений студентов и молодых учителей о профессиональной деятельности. Указаны основные направления совершенствования качества практической подготовки: приоритетность практики как формы педагогической подготовки; участие практических работников (представителей работодателей) в создании и реализации основных профессиональных образовательных программ; включение практико-ориентированных технологий в процесс подготовки будущего педагога; индивидуализация образовательной траектории. Результаты исследования, представленные в статье, использованы при проектировании содержания основных профессиональных образовательных программ педагогических профилей подготовки, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на освоение компетенций специалиста в сфере образования. Изменения в основные профессиональные образовательные программы внесены на этапе их обновления и затронули следующие аспекты: в учебные планы включен обширный перечень дисциплин практико-ориентированной направленности; изменены содержание дисциплин и логика построения учебных и производственных практик; формирование цифровых компетенций будущих педагогов осуществляется при освоении содержания нескольких факультативных дисциплин. Выделение в основных профессиональных образовательных программах так называемого ядра педагогического образования позволило реализовать принцип единства предметной, методической и психолого-педагогической подготовки, а также обеспечить единые требования к содержательному наполнению образовательных программ различных направлений, к результатам и условиям реализации программ педагогического образования.

Об авторах

Ольга Юрьевна Елькина

Кемеровский государственный университет

Email: olgelkina@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Россия, 654041

Любовь Ярославовна Лозован

Кемеровский государственный университет

Email: llozowan@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Россия, 654041

Список литературы

  1. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. 2021. № 11 (4). С. 33–45.
  2. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1. С. 113–118.
  3. Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М. Организация непрерывной педагогической практики в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 167–168.
  4. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2 (1). С. 47–52.
  5. Лазарев М. А., Стукалова О. В., Темиров Т. В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки // Наука и школа. 2018. № 2. С. 62–68.
  6. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81–96.
  7. Гутник И. Ю. Обоснование современного понимания понятия «педагогическая диагностика» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 5. С. 116–120.
  8. Платонова Р. И., Неверкович С. Д., Парфенов И. Я. Организация педагогической практики в вузах // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 23–30.
  9. Николаева Н. В., Винокурова Е. С. Особенности, концептуальные подходы и принципы проектирования ОПОП бакалавриата по педагогическому направлению подготовки по ФГОС ВО 3++ // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). C. 298–306.
  10. Смолеусова Т. В. Методическая готовность учителей к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 27–36.
  11. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 180–195.
  12. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Опыт и перспективы индивидуализации современного педагогического образования в контексте практики // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 36–48.
  13. Кифик Н. Ю. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей // Педагогическая наука и практика. 2013. № 1 (1). С. 55–60.
  14. Пинская М., Пономарева А., Косарецкий С. Повышение квалификации и переподготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2 (eng). С. 100–124.
  15. Prosekov А. Yu., Morozova I. S., Filatova E. V. A Case Study of Graduate Quality: Subjective Opinions of Participants in the Sphere of Education // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9 (1). Р. 114–125. doi: 10.13187/ejced.2020.1.114CrossRef
  16. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я. Управление трансформациями содержания и форм практической подготовки будущих педагогов // Практическая подготовка педагогов: поиск перспектив: национальная научно-практическая конференция. Новокузнецк: КГПИ КемГУ, 2022. С. 56–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49231270 (дата обращения: 15.09.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».