Условия формирования языковой среды в высших учебных заведениях с целью межкультурного и профессионального развития студентов нелингвистических направлений подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть ключевые тенденции и трансформации, происходящие в настоящий период в обществе, влияние цифровизации на концепцию современного образования, которую диктует современная ре альность в условиях сегодняшнего социокультурного контекста. В статье была предпринята попытка исследо вать условия для формирования и развития новой инфраструктуры в рамках мультикультурной образователь ной среды; как эта образовательная среда реагирует на вновь возникающие вызовы и проблемы и что застав ляет нас переосмыслить парадигму существующей образовательной языковой среды в вузе. Из этого следует, что концепция создания новой благоприятной межкультурной образовательной среды имеет важное значение для современных вузов, особенно в многоязычной и мультикультурной среде университета. Данная концепция определяет основные направления технологических и организационных изменений в образовании в рамках современного вуза путем поиска новых механизмов, методов, алгоритмов управления образовательным про цессом при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки с усиленной про фессиональной компонентой. Главной задачей для поиска механизмов с целью управления процессом обуче ния иностранному языку в современном вузе является их последующее преобразование и, как результат, фор мирование и развитие новой особой языковой среды, которая может быть сформирована при специально со зданных условиях с целью повышения эффективности, надежности и качества профессионального образова ния. Кроме того, формирование языковой среды в контексте вуза в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов-нелингвистов на новой основе позволяет изменить логику процессов обучения и перейти к новым формам обучения, в том числе онлайн-обучению, основанным на внедрении цифровых тех нологий с учетом личностно-профессионального развития и междисциплинарных особенностей. В статье ав торы предлагают рассмотреть условия развития благоприятной образовательной среды в рамках концепции «Большой университет», где ключевым элементом является лингводидактическая городская среда с активной языковой практикой. Есть предположение, что цифровая трансформация, происходящая в образовании в рам ках изменения философии иноязычного обучения, позволит так или иначе повысить профессиональную со ставляющую у обучаемых, включая их навыки и умения, за счет доступности, а именно путем использования профессионального межличностного общения в рамках иноязычной городской среды. В статье приводится ряд примеров успешных проектов, позволяющих привлекать как отечественных специалистов, включая теку щий профессорско-преподавательский состав, так и иностранных экспертов и обучающихся бакалавриата, ма гистратуры, аспирантуры.

Об авторах

Елена Модестовна Шульгина

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: modestovna2@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Ирина Семеновна Савицкая

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: sais.08@mail.ru
старший преподаватель кафедры английской филологии пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Елена Викторовна Житкова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: eshi@inbox.ru
кандидат педагогических наук, доцент пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050

Список литературы

  1. Crichton S., Carter D. Taking Making into the Schools: An Immersive Professional De-velopment Approach // Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age. Hershey PA: Information Science Reference. 2015. Р. 412–438. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-8403-4.ch016
  2. Macintyre L., Crichton S. Innovation’s Renewing Potential: Seeing and Acting Mindfully Within the Fecundity of Educative Experiences // Education & Culture. 2015. Vol. 31 (2). Р. 27. https://doi.org/10.1353/eac.2015.0010
  3. Petrova G., Medvedeva L., Nadezhdina E. The distance education better meets the idea of lifelong learning education, self-conducted education in modern society // Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). p. RUDN University. Moscow, 2019. Р. 599–606. https://doi.org/10.22363/09669-2019-599-606
  4. Томские университеты будут «укреплять друг друга» в рамках государственной программы «Приоритет 2030». URL: https://www.riatomsk.ru/article/20210330/vuzi-tomska-gosprogramma-prioritet-2030 (дата обращения: 03.01.2021).
  5. Wulandari W., Noor A. Foreign Language Learning, Environment, and their Influence on Moslem Teenage Learners’ Identity // The 5th International Conference on Energy, Environ-mental and Information System (ICENIS 2020). 2020. Vol. 202. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020207043
  6. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеология: Настоящий человек. Каков он и как им становятся. СПб.: Речь, 2010. 224 с.
  7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М.: РАГС, 2000.
  8. Obdalova O. Content-Based EFL Teaching to Undergraduate Science Students: A Dis-course Perspective // Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices. IGI Global. 2020. Р. 208–225. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch012
  9. Sağlam G., Sali P. The Essentials of the Foreign Language Learning Environ-ment: Through the Eyes of the Pre-service EFL Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. Р. 1121–1125. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.342
  10. Hanifah U., Rakhmawati I. The Prominence of Creating Language Environment in Devel-oping Arabic and English Speaking Skills in Islamic Universities. Proceedings of the Inter-national Conference on English Language Teaching (ICONELT 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 434. Р. 271–273. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200427.054 (accessed 26.12.2021).
  11. Obdalova O., Minakova L., Soboleva A. Developing academic skills via Greek and Latin vocabulary teaching. Lecture Notes in Networks and Systems // Proceedings Intergrating Engineering Education and Humanities for Global Perspectives, Springer Nature, Switzer-land, 25–27 March 2020, St. Petersburg, Russia. 2020. Vol. 131. Р. 376–386. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7
  12. Юкико И. B. «Международный бакалавриат» в Японии и Азии // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 25–27.
  13. Global Education Monitoring Report 2016, Education for People and the Planet, Creating Sustainable Futures for All. Homepage. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245752e.pdf (дата обращения: 26.12.2021).
  14. Shulgina E., Savitskaya I., Mitchell P. Academic conferences as a tool for language skills development in non-language majoring university students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. № 907. Р. 224–236. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_25
  15. Синьянь Л. Государственная политика и роль английского языка в высшем образовании // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 20–22.
  16. Martin Heidegger. Sein Und Zeit: Gesamtausgabe: 1 Abteilung: Veroffentlichte Schriften 1914–1970. German Edition. Band 2. Verlag Vittorio Klosterman, 2018.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».