Педагогическая оценка городских ресурсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поставлена проблема оценивания городских объектов педагогами для отбора и включения их в образовательный процесс в соответствии с актуальными педагогическими задачами. Для этого учителями и руководителями образовательных учреждений должны быть приняты определенные организационные и методические решения в зависимости от характеристик рассматриваемых городских объектов. Фокус исследования направлен на разработку и описание инструмента педагогической оценки городских объектов, которая поможет в обоснованном принятии таких решений. Цель исследования – разработать удобный инструментарий для педагогов для проведения оценки городской среды с точки зрения возможностей и способов использования различных ее элементов в учебном процессе. Для достижения поставленной цели необходимо выявить критерии оценки, описать их, сформулировать показатели по каждому критерию, а также провести апробацию, чтобы проверить, насколько предложенный инструмент отвечает потребностям педагогов. Для проведения исследования были использованы методы анкетирования, интервьюирования, анализа, моделирования и апробации результатов исследования. В ходе анализа имеющихся шкал оценки образовательной среды, анкетирования и интервьюирования учителей и моделирования авторами разработаны три критерия педагогической оценки городских объектов. К ним отнесены безопасность, доступность и образовательный потенциал. Каждый критерий охарактеризован несколькими показателями. Предлагается оценивать физическую, психологическую и информационную безопасность, организационную, коммуникативную, психолого-педагогическую, нормативную, физическую, временную, материальную доступность, а также образовательную ценность, адекватность объекта педагогическим целям, уникальность и эффективность. Разработанный инструмент оценки прошел апробацию в педагогическом сообществе Москвы в форме практических работ по оценке городских объектов и последующего их обсуждения. Были получены данные о практической применимости инструмента педагогической оценки городских объектов учителями начальной и средней школы для отбора объектов городской среды с целью включения их в образовательный процесс, а так-же для расширения диапазона используемых в образовательном процессе городских ресурсов.

Об авторах

Анастасия Николаевна Россинская

Московский городской педагогический университет

Email: a_rossinsky@mail.ru; rossinskayaan@mgpu.tu
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик института системных проектов 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Максим Владимирович Буланов

Московский городской педагогический университет

Email: bulanov-165@mgpu.ru
эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Екатерина Андреевна Асонова

Московский городской педагогический университет

Email: asonova_ea@mail.ru; asonovaea@mgpu.ru
кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Список литературы

  1. Гончарова В. А., Абрамова Г. С. Социализация в мегаполисе: вызов педагогическому образованию? // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 34–37.
  2. Зборовский Г. Е., Кузьминчук А. А. Образовательные и внеобразовательные ресурсы развития студенчества в мегаполисе // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 2 (69). С. 27–35.
  3. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Ч. 1: Мировой опыт // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 4. С. 70–79. doi: 10.22337/2077-9038-2021-4-70-79
  4. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Ч. II: Особенности формирования российских университетов, современное состояние, модель межуниверситетского кампуса // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 1. С. 115–123. doi: 10.22337/2077-9038-2022-1-115-123
  5. Асонова Е. А., Киктева К. С., Россинская А. Н. «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2 (44). С. 63–77.
  6. Cabała A., Grzelak A. In search of the museum – school cooperation model: face culture programme of the National museum in Cracow // Muzealnictwo. 2020. Vol. 61. Р. 10–20. doi: 10.5604/01.3001.0013.9514
  7. McGregor S. et al. Now and the future. A review of formal learning in museums. Arts Council England, 2016.
  8. Shelby K. Collaborations: museums and higher education // Art History Teaching Resources. 2021. October, 11. URL: http://arthistoryteachingresources.org/2013/05/857/ (дата обращения: 17.01.2023).
  9. Cueva-Ortiz S., Cruz-Cárdenas J. Knowledge Cities: ICT and Urban Components // Advances in Creativity, Innovation, Entrepreneurship and Communication of Design. AHFE 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 276. Р. 181–188. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80094-9_22
  10. Langran E., DeWitt J. Navigating Placed-Based Learning. Palgrave Macmillan, 2020.
  11. Macdonald S. Place-Based Learning as a High Impact Educational Practice // Interdisciplinary Team Teaching. Palgrave McMillan, 2020. Р. 41–56.
  12. Smith G. A. Place-Based Education: Learning to Be Where We are // Phi Delta Kappa. 2002. Vol. 83 (8). Р. 584–594. https://doi.org/10.1177/003172170208300806
  13. Dvir R., Pasher E. Innovation engines for knowledge cities: an innovation ecology perspective // Journal of Knowledge Management. 2004. Vol. 8 (5). Р. 16–27. https://doi.org/10.1108/13673270410558756
  14. Edvinsson L. Knowledge City Stockholm @ the forefront // Entrepreneurial Renaissance. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer, Cham, 2017. Р. 101–112. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52660-7_6
  15. Hu R. The Shenzhen Phenomenon: From Fishing Village to Global Knowledge City. Routledge. 2020. https://doi.org/10.4324/9780367815653
  16. Асонова Е. А., Россинская А. Н. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-информ, 2018. С. 35–46.
  17. Асонова Е. А., Россинская А. Н., Буланов М. В. Как город может и должен изменить педагогическое образование // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2020. С. 31–48.
  18. Буланов М. В., Россинская А. Н., Асонова Е. А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 6 (40). С. 236–245. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-236-245
  19. Асонова Е. А., Буланов М. В., Россинская А. Н. Город как естественная среда образования // UniverCity: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2022. С. 25–38.
  20. Иванова Е. В., Маякова Е. В. Международный инструментарий оценки качества образовательной среды // Материалы международной научно-практической конференции. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2017. С. 194–202.
  21. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Возможности исследования образовательной среды школы с использованием шкалы SACERS // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции, Москва, 4–5 декабря 2017 года. М.: Перо, 2017. С. 236–240.
  22. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66–79.
  23. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Маякова Е. В. Экспертное оценивание образовательной среды школы с использованием международной шкалы SACERS: научно-методическое пособие. М.: Московский городской педагогический университет, 2019. 108 с.
  24. Ivanova E. V., Vinogradova I. A. Scales SACERS: Results of the Study of the Educational Environment of Moscow Schools // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, № 3. P. 498–510. doi: 10.13187/ejced.2018.3.498
  25. Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Национальное образование, 2018. 136 с.
  26. Harms T., Jacobs V., White D. School-Age Care Environment Rating Scale (SACERS). Teachers College Press, 2013.
  27. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620679 Российская Федерация. Научно-методические материалы для проведения оценки социокультурных образовательных интерактивных практик: № 2017620388: заявл. 02.05.2017: опубл. 23.06.2017 / Е. А. Асонова, Е. А. Фролова, Е. А. Котова и др.; заявитель государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
  28. Порозов Р. Ю. Культурно-образовательное пространство города. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. 174 с.
  29. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2009. 246 с.
  30. Ниязбаева Н. Н. Психологическое обоснование обеспечения комфорта младших школьников в образовательной деятельности // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru 2009. № 3. С. 1–17.
  31. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  32. ГОСТ Р 58178-2018 Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. М.: Стандартинформ, 2019. 12 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».