Конструктивное преодоление проблемности сознания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена лингвистическому аспекту конструктивного решения проблем сознания как в индивидуальной самостоятельной деятельности, так и в процессе группового обучения в системе образования. Привлечены философские категории нелинейности системы речи, диссипативности сознания. Рассмотрены относительно новые философские понятия градуальности и инградуальности сознания как направляющих речи, а также плюсы и минусы конструктивного подхода с психологической точки зрения. Затронута проблема образования в рамках виртуальной реальности. Цель статьи – наглядно показать выигрышность конструктивного подхода к преодолению проблем сознания в спектре смежных философских категорий виртуальности, градуальности и инградуальности, нелинейности и диссипативности. В статье применяется конструктивный подход, основанный на позитивном мышлении при решении проблем сознания, в частности при построении речи и при запоминании. Применяется психологический метод ассоциативности при запоминании иностранных слов с активным контекстным погружением на примере произведения Э. Берджесса «Заводной апельсин» на английском языке. Ассоциации распадаются на содержательные и чисто лингвистические примеры, свободно ассоциирующиеся у каждого по-своему. Ключом к применяемым методам является опосредованность практической деятельностью. Автор статьи приходит к результату, согласно которому только постоянные усилия при запоминании и творческом преобразовании необходимой информации, выработанный навык практически конструктивно преодолевать проблемы сознания эффективны как в процессе обучения, так и в повседневной жизни. Разнообразие способов запоминания через практическую деятельность, перенесение учебного материала в повседневную жизнь как подсказок к действию на самом деле эффективны. Поиск связей изучаемого слова с реальностью, с необходимой деятельностью как нельзя лучше мотивируют запоминание иностранной лексики. Практическая значимость работы определяется необходимостью повседневных усилий памяти в решении проблем обучения и быта и подтверждается 20-летним педагогическим опытом автора статьи, практикующим мнемотехнику в контексте философских понятий современной науки.

Об авторах

Людмила Олеговна Тимошенко

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Email: timoshenkolo@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент ул. Мустая Карима, 69/ 1, Уфа, 450015

Список литературы

  1. Грэйс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. СПб: Питер, 2007. 192 с.
  2. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2006. 540 с.
  3. Костромина С. Н., Гришина Н. В. Возникающее как предмет исследования в психологии личности // Вопросы психологии. 2021. № 4. С. 21–38.
  4. Изюмова С. А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М.: Наука, 1995. 382 с.
  5. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 127 с.
  6. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000. 320 c.
  7. Меськов В. С., Мамченко А. А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контекст // Вопросы философии. № 10. 2010. С. 67–81.
  8. Носов Н. А. Виртуальная психология. М., 2000. 432 с.
  9. Изюмова С. А. О возрастных и индивидуальных различиях памяти // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, КноРус, 2002. 814 с.
  10. Аникина В. Г. Онтологические особенности и преадаптивность виртуальной реальности // Вопросы психологии. 2021. № 6. С. 3–13.
  11. Фрейд З. Забывание иностранных слов. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. 814 с.
  12. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: АСТ, 2008. С. 9 (Хрестоматия по психологии).
  13. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М.: Ленанд, 2015. 232 с.
  14. Кондаков И. М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 783 с.
  15. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность запоминание // Психология памяти. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: АСТ, 2008 (Хрестоматия по психологии).
  16. Берджесс Э. Заводной апельсин. М.: АСТ, 2021. 315 с.
  17. Мюллер В. К. Новый англо-русский словарь. М.: Русский язык – Медиа, 2005. 942 с.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 679 с.
  19. Жане П. Психологическая эволюция личности. М.: Акад. проект, 2010. 400 с.
  20. Зиганов М., Козаренко М. Мнемотехника. Все секреты суперпамяти. М.: Образование, 2000. 300 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».