Эффективные способы вовлечения студентов транспортного вуза в научно-исследовательскую и проектную деятельность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целями статьи является анализ подходов к организации процесса вовлечения студентов транспортного вуза в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Представлен опыт организации, определены цели и задачи Студенческого научного общества Оренбургского института путей сообщения. Обоснованы условия организации научно-исследовательской и проектной деятельности студента транспортного вуза, описаны основные мероприятия, проводимые студентами. В качестве методов исследования выбраны анализ научной литературы в обозначенном проблемном поле и результатов проведенной работы. Приведены результаты научно-исследовательской и проектной деятельности Студенческого научного общества на основе ежегодных отчетно-рейтинговых данных образовательного учреждения. В ходе проведенной работы обоснованы подходы вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность, показавшие наибольшую результативность, разработаны варианты принципов организации студенческих коллективов в работе над проектами. Реализация представленных подходов позволит создать в высшем техническом учебном заведении благоприятные условия для вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную работу, что, в свою очередь, будет способствовать наращиванию их интеллектуального потенциала, приобретению опыта исследовательского труда, осознанному выбору траектории профессионального и личностного развития будущего инженера путей сообщения. Основным подходом построения работы по включению студентов в научно-исследовательскую и проектную работу является организация занятий, мероприятий инновационного характера, направленных на создание целостного образовательного пространства, включающего единство образовательного процесса вуза, интеграции науки, образования и производственной отрасли. Главным условием формирования и реализации научно-исследовательского потенциала студентов является организация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов на основе выстраивания единого событийного пространства с отраслевыми предприятиями железнодорожного транспорта с учетом фронтиров науки, образования и производства. Разработан и реализован процесс взаимодействия Оренбургского института путей сообщения с предприятиями Оренбургского территориального управления Южно-Уральской железной дороги.

Об авторах

Ольга Юрьевна Малахова

Оренбургский институт путей сообщения – филиал Приволжского государственного университета путей сообщения

Email: olgamal74@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Оренбург, Россия

Юлия Анатольевна Генварева

Оренбургский институт путей сообщения – филиал Приволжского государственного университета путей сообщения

Email: genvar@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Оренбург, Россия

Список литературы

  1. Малахова О.Ю., Попов А.Н., Хандримайлов А.А. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании корпоративных компетенций будущих инженеров путей сообщения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2024. № 4 (230). С. 250–254. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65680272_75160958.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Малахова О.Ю. Проблемы и перспективы профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в современных социокультурных условиях // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2016. № 9 (174). С. 98–102. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28305344_60545022.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Похолков Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях // Инженерное образование 2021. № 30. С. 96–107. doi: 10.54835/18102883_2021_30_9; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48179941_65785500.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Самореализация студента железнодорожного вуза в учебно-профессиональной деятельности Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2(12). С. 97–102. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26146257_98300912.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Кондратьева И.Г. Developing soft competencies: conceptual and terminological support // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 506. С. 145–149. doi: 10.17223/15617793/506/18Троян П.Е., Сахаров Ю.В., Жидик Ю.С., Чистоедова И.А. Партнерство инженерных вузов и предприятий. Опыт ТУСУР // Инженерное образование. 2022. № 32. С. 84-96. doi: 10.54835/18102883_2022_32_8; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50144838_90773904.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Яшкова Н.В., Ткаченко К.И. Научная работа студентов как метод формирования профессиональных компетенций // Техник транспорта: образование и практика. 2024. Т. 5, № 4. С. 385–390. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2024.4.385-390Мухина B.C. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 19–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9250164 (дата обращения: 25.01.2025).Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.Леонтович А.В. Построение образовательной среды для реализации исследовательской деятельности учащихся // Преподаватель ХХI век. 2013. № 2. С. 123–130. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_19133108_71278664.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Аверченкова А.В. История студенческого научного общества на фундаментальных кафедрах СГМУ (1921–2021) // Смоленский медицинский альманах. 2022. № 1. С. 224–229. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49379051_57890450.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Храброва К.Г. Студенческие научные общества как форма реализации студенческого самоуправления // Вестник социально-политических наук. 2020. № 19. С. 33–35. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44399091_55202920.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Астахова Е.В., Костин Т.Р. Путь в науку и практику: студенческое научное общество // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1 (63). С. 42–46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65658779_37080972.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Жмакин И.А., Дедов Д.В. Роль студенческого научного общества кафедры в повышении эффективности научно-исследовательской работы студентов медицинского вуза // Тверской медицинский журнал. 2020. № 6. С. 20–27. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44342234_60301949.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Терентьева И.А. Студенческое научное объединение как инструмент развития познавательной активности студента вуза обозрение. // Научное образование. Педагогические науки. 2024. № 1. С. 30–33. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_61783172_59656503.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Ичетовкина Н.М. Организация интеллектуальных игр как направление деятельности студенческого научного общества (на примере игры «Мой Сухомлинский») // Вестник педагогического опыта. 2018. № 41. С. 19–25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35645583_52909524.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Полицинская Е.В., Лизунков В.Г., Малушко Е.Ю. Организация научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза с учетом особенностей мыслительной деятельности // Инженерное образование. 2023. № 33. С. 26–38. doi: 10.54835/18102883_2023_33_3; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54706624_83220803.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Зайцева О.А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 280-285. doi: 10.24411/2309-4370-2019-13308; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39185913_45025460.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Малахова О.Ю., Зырянова И.М., Генварева Ю.А., Левченко Д.В. Медиатехнологии как средство повышения мотивации студента к обучению в техническом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 10 (236). С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_74530355_89136941.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Овчаренко А. Г. Повышение роли мотивации в инженерном образовании // Инженерное образование. 2023. № 33. С. 7-14. doi: 10.54835/18102883_2023_33_1; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54706621_16274239.pdf (дата обращения: 25.01.2025).Малахова О.Ю., Попов А.Н., Хандримайлов А.А. Потенциал образовательной среды технического вуза в социокультурном самоопределении будущего инженера в контексте формирования его человеческого капитала // Перспективы науки и образования. 2025. № 1. С. 105–118. https://doi.org/10.32744/pse.2025.1.7

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».