Development of the content of the project module in the framework of career guidance work with schoolchildren

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the modern world, there are a huge number of professions related to all sorts of areas of activity: physics and mathematics, socio-economics, chemical and biological, information technology, humanitarian, linguistic, artistic and aesthetic, technological. In order for schoolchildren to more easily navigate their desires, abilities and all existing professions, career guidance was created. Career guidance is a set of actions that reveal the character, temperament, physical and mental characteristics of a person, revealing his inclinations and preferences for specific professions. Career guidance introduces teenagers to a wide range of professions, their place in the labor market, determines the most suitable field of activity for each person and guides him in choosing a career. In the process of career guidance, the school plays an important role. One of the tasks of the teacher is to help the student navigate the future, build an educational, professional and further life trajectory. Schools have always held career guidance events aimed at identifying the characteristics, interests and inclinations of each child to a particular type of activity. In order for this work to be systematic and more organized, the President of the Russian Federation V.V. Putin proposed launching a project for early career guidance for schoolchildren, “Ticket to the Future.” The main part of the project is organized online. The idea is to reveal talents and lead the child to an informed choice of career. Our research within the framework of this project is aimed at identifying students with interests and abilities inclined to medical and biological sciences, as well as their career guidance in the most modern and popular specialties related to this area of professional activity. It was decided to focus on the profession of a biotechnologist. The project was based on a professional test on the real working area of a biotechnologist. “Biotechnological Intensive” is aimed at popularizing and improving research work among students in the final grades of the school. To implement the project module, a number of events were developed and carried out over several years. The organization of experimental work with schoolchildren on the implementation of various methods of organizing and conducting the developed biotechnological project module is described, as well as an analysis of the effectiveness of methodological ideas underlying the activities necessary to implement the idea. After the implementation of the “Biotechnological Intensive”, students received new learning activities that were difficult to acquire in biology lessons in a school classroom.

About the authors

Olga Viktorovna Romanova

Southern Federal University

Email: ovromanova@sfedu.ru
Rostov-on-Don, Russian Federation

Ekaterina Andreyevna Marchenko

Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: katarina_gora@mail.ru
Rostov-on-Don, Russian Federation

References

  1. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  2. Саруханов Э.Р., Сотникова С.И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации. Л.: Ленинград. финансово-эконом. ин-т, 1991. 163 с.
  3. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2005. 256 с.
  4. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Высшая школа, 1989. 112 с.
  5. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, №. 7. С. 168–187.
  6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Е.Ю. Профориентация. М., 2005. 494 с.
  7. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». URL: https://shkolavorobvskaya-r08.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/PROFMINIMUM/_Pismo_Minprosveshcheniia_Rossii_ot_01.06.2023_N_A.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
  8. Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование» – Билет в будущее. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 27.03.2024).
  9. Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС ООО: метод. рекомендации. СПб.: АППО, 2016. 74 с.
  10. Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 104–112.
  11. Васильев И.А. Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. С. 103–120.
  12. Васильев И.А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 72–88.
  13. Сайт Минпросвещения России – 2023. URL: https://edu.gov.ru/press/6567/vladimir-putin-poruchil-v-techenie-pyati-let-podgotovit-poryadka-1-mln-rabochih-kadrov/?ysclid=ltzk65hydc436874125 (дата обращения: 17.09.2024).
  14. Овчинникова С.В. Личностно-ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 180 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: https://fgos.ru/?ysclid=lu9p0zlxz404640371 (дата обращения: 28.03.2024).
  16. Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Москва, 2023. 90 с.
  17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf?ysclid=lu9ow4hewe626667564 (дата обращения: 29.03.2024).
  18. Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ОГЭ: для поступающих в медицинские учебные заведения. 3-е. изд. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 550 с.
  19. Романова О.В. Формирование современной информационной образовательной среды вуза // Информатика и образование. 2013. № 1. С. 87–89.
  20. Периклис П. Образование в постфордистской перспективе. 2010. № 3. 411 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».