Разработка содержания проектного модуля в рамках профориентационной работы со школьниками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире существует огромное количество профессий, связанных со всевозможными направлениями деятельности: физико-математическое, социально-экономическое, химико-биологическое, информационно-технологическое, гуманитарное, лингвистическое, художественно-эстетическое, технологическое. Для того чтобы школьникам было проще ориентироваться в своих желаниях, способностях и всех существующих профессиях, была создана профориентация. Профессиональная ориентация – совокупность действий, раскрывающих характер, темперамент, физические и психические особенности человека, выявляющих его склонности и предпочтения к конкретным профессиям. Профориентация знакомит подростков с широким спектром профессий, их местом на рынке труда, определяет наиболее подходящую сферу деятельности для каждого человека и направляет его на выбор карьеры. В процессе профориентации немаловажную роль играет школа. Одной из задач педагога ‒ помочь учащемуся сориентироваться в будущем, выстроить образовательную, профессиональную и в дальнейшем жизненную траекторию. В школах всегда проводились профориентационные мероприятия, направленные на выявление особенностей, интересов и склонностей каждого ребенка к тому или иному виду деятельности. Чтобы эта работа была системной и более организованной, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Основная часть реализации проекта организуется в онлайн-формате. Задумка направлена на раскрытие талантов и приведение ребенка к осознанному выбору карьеры. Данное исследование в рамках этого проекта направлено на выявление обучающихся, склонных по интересам и способностям к медико-биологическим наукам, а также на их профориентацию в наиболее современные и популярные специальности, связанные с данной областью профессиональной деятельности. Было принято решение сделать уклон на профессию биотехнолога. В основу разработки проекта была положена профессиональная проба на настоящей рабочей территории биотехнолога. Проектный модуль «Биотехнологический интенсив» направлен на популяризацию и совершенствование исследовательской работы среди обучающихся выпускных классов школы. Для его реализации был разработан и проведен ряд мероприятий на протяжении нескольких лет. Описывается опытно-экспериментальная работа со школьниками по внедрению различных методов организации и проведения разработанного биотехнологического проектного модуля, а также анализ эффективности методических идей, положенных в основу мероприятий, необходимых для реализации идеи. После реализации модуля «Биотехнологический интенсив» обучающимися были получены новые учебные действия, которые тяжело было приобрести на уроках биологии в условиях школьного кабинета.

Об авторах

Ольга Викторовна Романова

Южный федеральный университет

Email: ovromanova@sfedu.ru
кандидат педагогических наук, доцент Ростов-на-Дону, Россия

Екатерина Андреевна Марченко

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук

Email: katarina_gora@mail.ru
стажер-исследователь Ростов-на-Дону, Россия

Список литературы

  1. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.Саруханов Э.Р., Сотникова С.И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации. Л.: Ленинград. финансово-эконом. ин-т, 1991. 163 с.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2005. 256 с.Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Высшая школа, 1989. 112 с.Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, №. 7. С. 168–187.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Е.Ю. Профориентация. М., 2005. 494 с.Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». URL: https://shkolavorobvskaya-r08.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/PROFMINIMUM/_Pismo_Minprosveshcheniia_Rossii_ot_01.06.2023_N_A.pdf (дата обращения: 27.03.2024).Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование» – Билет в будущее. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 27.03.2024).Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС ООО: метод. рекомендации. СПб.: АППО, 2016. 74 с.Весманов С.В., Жадько Н.В., Весманов Д.С., Акопян Г.А. Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 104–112.Васильев И.А. Качественное образование – детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. С. 103–120.Васильев И.А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 72–88.Сайт Минпросвещения России – 2023. URL: https://edu.gov.ru/press/6567/vladimir-putin-poruchil-v-techenie-pyati-let-podgotovit-poryadka-1-mln-rabochih-kadrov/?ysclid=ltzk65hydc436874125 (дата обращения: 17.09.2024).Овчинникова С.В. Личностно-ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 180 с.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: https://fgos.ru/?ysclid=lu9p0zlxz404640371 (дата обращения: 28.03.2024).Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Москва, 2023. 90 с.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf?ysclid=lu9ow4hewe626667564 (дата обращения: 29.03.2024).Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ОГЭ: для поступающих в медицинские учебные заведения. 3-е. изд. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 550 с.Романова О.В. Формирование современной информационной образовательной среды вуза // Информатика и образование. 2013. № 1. С. 87–89.Периклис П. Образование в постфордистской перспективе. 2010. № 3. 411 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».