Dostoyevsky’s socialism: the form of the state organization or brother unity (by the material of the writer’s publicity and epistolary of the 1860–1880)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Socialism is one of the key ideas that make up the socio-historical, philosophical and moral worldview of F. M. Dostoevsky in the 1860s – 1880s. The problem of “Dostoevsky and socialism” was posed by researchers already at the beginning of the 20th century, literary critics and philosophers noted the special attitude of the thinker to this system of society. As part of the study of Dostoevsky’s geopolitical ideas about Europe in the 1860s – 1881. it seems necessary and logical to study the problem of socialism in journalistic texts and letters of the thinker. The purpose of the article is to study and reconstruct the position of Dostoevsky in relation to socialism in the 1860s – 1881s. The material of the study was journalistic texts, notes, unfinished articles, letters from Dostoevsky in 1860–1881. The empirical base of the study was formed using the method of continuous sampling of the concept of “socialism”. The study uses biographical, cultural-historical, imagological methods. As part of the study, all available texts of the period under study, including the concept of “socialism”, were considered. As a result, it was revealed that in the 1860s – 1881 the problem of socialism was very relevant for Dostoevsky. The thinker discusses both European and Russian socialism, but first of all it is more important for him to understand the essence of socialism. European socialism, based on laws, requirements and science, according to Dostoevsky, leads to the destruction of the West. The writer formulates his understanding of socialism, contrasts the artificial construction of society (European or Western socialism) with love, morality, brotherhood (Russian socialism). The peculiarity of Dostoevsky’s socialist ideas is their identification with equality and social justice under the leadership of boundless sincere faith in the teachings of Christ. Since the 1860s Dostoevsky reflects on socialism and contrasts two definitions of this concept: the form of government and fraternal unity based on the moral feelings of society. Based on these definitions of socialism, he contrasts European (Western) socialism and Russian socialism. The writer was convinced of the possibility of implementing socialist theory to create a just social order, he believed that this could be achieved without revolutions, but thanks to the internal change of man and society. The chronological reconstruction of the writer’s position towards the socialism of the period under study helps to reveal the dynamics of changes in Dostoevsky’s views in this regard. Reflecting on socialism in Europe and Russia, the thinker turns to the problems of science, education, youth, writes about the activities of European leaders, the development of European states. Socialism turns out to be the connecting link of many questions that concern the thinker.

About the authors

Svetlana Vladimirovna Murzina

National Research Tomsk State University

Email: Skrasnikova12@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Сакулин П. Русская литература и социализм. Часть первая. Ранний русский социализм. М.: ГИЗ, 1924. С. 300–404.
  2. Ветловская В. Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф. М. Достоевский // Христианство и русская литература. 1994. № 1. С. 224–269.
  3. Смирнова Л. Н. Ф. М. Достоевский и утопический социализм (1845–1849 гг.) // Вестник Костр. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2003. № 2. С. 43–50.
  4. Лебедев Ю. В. Диалог Достоевского с утопическим социализмом в творчестве 1840-х гг. // Литература в школе. 2007. № 2. С. 2–8.
  5. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 415 с.
  6. Пруцков Н. И. Достоевский и христианский социализм // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1974. Т. 1. С. 58–82.
  7. Онищенко Е. В. Предостережение Ф. М. Достоевского о грозящей опасности тоталитаризма // Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (57). С. 55–62.
  8. Кибальник С. А. «Христианский социализм» или «социальное христианство»? (Гоголь и Достоевский в истории русской социально-философской мысли) // Проблемы исторической поэтики. 2017. № 3. С. 70–93.
  9. Касаткина Т. А. «Записки из подполья» и «Маша лежит на столе...»: опыт медленного чтения в ближайшем контексте // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 121–147.
  10. Вагин Е. Достоевский: от христианского социализма к социальному христианству // Алтайский отдел Союза русского народа. 2021. URL: https://altai.rusidea.org/достоевский-от-христианского-социал/ (дата обращения 25.03.2023).
  11. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. М.: АСТ, 2006. 89 с.
  12. Горелов А. А. Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 50–66.
  13. Бужор Е. С. Полемика Ф. М. Достоевского с позитивистами и ее значение для русской философской мысли // Общество: философия, история, культура. 2020. № 2 (70). С. 30–34.
  14. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский о К. Марксе и Ф. Энгельсе // Геополитическая карта и картина мира Ф. М. Достоевского / под ред. Е. Г. Новиковой, А. И. Щербинина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 45–58.
  15. Мурзина С. В. Итальянское Рисорджименто в восприятии Ф. М. Достоевского // Геополитическая карта и картина мира Ф. М. Достоевского / под ред. Е. Г. Новиковой, А. И. Щербинина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 134–143.
  16. Мурзина С. В., Новикова Е. Г. Образ Гарибальди в творчестве Ф. М. Достоевского // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 37–45. doi: 10.17223/15617793/460/4
  17. Мурзина С. В. Папская власть как реализация римской католической идеи в восприятии Ф. М. Достоевского 1860–1870-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. № 7. C. 2086–2091.
  18. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.
  19. Цинянь А. Федор Достоевский и Карл Маркс // Вопросы философии. 2017. № 3. C. 95–113.
  20. Сафронова Е. Ю. «Объяснение» Ф. М. Достоевского следственной комиссии: структура документально-художественного целого // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. № 4 (167). С. 123–138.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».