Краткое обсуждение нескольких интерактивных методов обучения на занятиях аудирования в африканской аудитории

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье на основе принципов обучения аудированию и практического опыта преподавания обобщаются эффективные способы обучения данному виду освоения русской речи иностранными слушателями, в частности африканцами. Цель данного исследования – рассмотреть интерактивные методы в процессе аудирования и модифицировать языковые навыки и приемы. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: наблюдение, статистические методы обработки результатов, сопоставление, обобщение практического опыта преподавания русского языка иностранным обучающимся. Исследование процесса обучения аудированию может проводиться с помощью контент-анализа и методического, психологического, лингвистического и психолингвистического анализа литературы; эмпирических методов исследования (наблюдения, сравнения, эксперимента); количественных и качественных методов обработки данных; теоретических методов (анализа, синтеза, обобщения, прогнозирования, формулирования гипотез); практических методов (описания, анкетирования, опросов, моделирования материалов). Результаты исследования: важным принципом обучения аудированию является предоставление иностранцам понятной информации. Целью обучения аудированию является улучшение микронавыков слушания у иностранных граждан, в нашем случае у африканских обучающихся. К интерактивным методам аудирования относятся тренировка слов, которая включает повторение после прослушивания, прослушивание и объяснение слов, словесную ассоциацию, последовательное произношение цифр, произношение непохожих слов и выявление лишнего слова, а также тренировка предложений, представляющая собой замену состава предложения, ответы на вопросы, переписку предложений в соответствии с требованиями. Авторы статьи приходят к выводу, что адаптация представленных методов в обучении РКИ способно повысить эффективность аудирования звучащей русской речи. Мы считаем, что преподавание аудирования все еще очень поверхностно и нуждается в постоянном изучении и доработке, апробации новых методов и использовании дополнительных инструментов, обмене опытом с другими коллегами.

Об авторах

Ольга Николаевна Болдырева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

Email: olya.boldyreva2013@yandex.ru
кандидат исторических наук, старший преподаватель Элиста, Россия

Евгения Владимировна Голубева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

Email: lisa101@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент Элиста, Россия

Список литературы

  1. Савина И.С. Развитие критического мышления с помощью визуализации грамматического материала в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 5 (235). С. 138–146. doi: 10.23951/1609-624X-2024-5-138-146Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21, № 2. C. 133–147. doi: 10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147Вишняков С.А., Махаева Р.С. Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного в России и европейских странах // Наука и школа. 2020. № 1. С. 90–94.Максимова В.Д., Восковская А.С. Использование интерактивных методов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 82–85.Горбенко В.Д., Доминов Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А., Митяков М.В. Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 249–264. doi: 10.32744/pse.2021.1.17Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка: в 2 ч. Ч. 1–2: элементарный уровень. СПб., 2019. 344 с.Коншина С.Г., Марьина Е.С. Диалог. Русский язык для начинающих: практический курс (элементарный уровень). М., 2019. 191 с.Караванова Н.Б. Слушаем живую русскую речь. Пособие по аудированию для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 120 с.Новак М. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ: электронный научный журнал. 2012. Вып. 2 (7). С. 53–60Morley J. The Pronunciation Component in Teaching English to Speakers of Other Languages // TESOL Quarterly 25. 1991. Р. 481–520.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 416 с.Boldyreva O.N., Suntsova M.V., Vidanov E.Yu., Staroverkina L.A., Abeeva O.N. Innovative methods, technologies and techniques for teaching Russian as a foreign language // International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021). Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021). European Publisher, 2021. С. 174–179.Важенина М.С. Особенности преподавания русского языка как иностранного курсантам из стран Африки // Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского и научного составов Военного института физической культуры: сборник статей материалов конференции, Санкт-Петербург, 1 марта 2023 года: в 2 ч. / под ред. В.Л. Пашута. Ч. 2. СПб.: Воен. ин-т физкультуры, 2023. С. 98–102.Голубева Е.В. Трудности в формировании произносительных навыков у франкофонов // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 24 мая 2024 года. 250 с. С. 39–43.Староверкина Л.А., Болдырева О.Н. Актуальность использования дистанционных технологий в обучении РКИ на довузовском этапе (на примере КалмГУ) // Русский язык как родной, неродной и иностранный в трансграничном Прикаспийском регионе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Элиста, 2023. С. 152–156.Староверкина Л.А., Болдырева О.Н. Применение дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному на довузовском этапе (на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова) // Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы: сб. науч. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. С. 246–248.Сокол М.А., Лукьянова К.А. Особенности преподавания русского языка в африканской аудитории // Морозовские чтения: Международный научно-практический семинар, Иваново, 10 декабря 2021 года. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2022. С. 151–156Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в Республике Кот-д’Ивуар // Педагогика и просвещение. 2023. № 4. С. 137–147.Сухова О.В., Думбия С. Обучение русскому языку как иностранному за рубежом (на примере образовательных учреждений Республики Мали) // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-augustA0.23670ZIRJ.2023.134.93 (дата обращения: 28.03.2025).Сатретдинова А.Х. Специфика обучения русскому произношению иностранных студентов из стран Африки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 4. С. 98–106.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».