Информационно-деятельностный резонанс в образовательном процессе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В трудах Д. Белла, М.К. Бургдаффа, Т.В. Ершовой, М. Кастельса, К.К. Колина, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова и других отечественных и зарубежных исследователей было обосновано понятие информационного общества, сохраняющего в себе черты предшествовавшего общества индустриального. Современной тенденцией его развития становится концепция следования естественным, природным процессам в социуме, науке и технологиях, что необходимо учитывать в методологии педагогики. Целью работы является теоретический анализ информационного педагогического взаимодействия субъектов образования как природоподобного процесса резонансного типа, общего для многих феноменов в окружающем человека макро- и микромире. Исходя из обзора значения и роли информации в социуме, науке и образовании, рассмотрены связь информации и деятельности человека, показано, что информация воспринимается пользователем рецепторным путем, но ее ценность и экзистенциональное значение определяются в ментальном (интеллектуальном) аппарате сознания человека в зависимости от уже накопленной информации, знаний и опыта предшествующей деятельности человека. Рассмотрены условия возникновения и роль информационного резонанса в социуме, науке, культуре. В качестве обобщения информационно-деятельностный резонанс в образовании интерпретирован в работе как методологически и технологически организованный процесс, в котором педагогические коммуникации вызывают у обучающихся глубокие эмоциональные и интеллектуальные реакции, приводящие к формированию (воспитанию) субъектности и личностному развитию учащегося. В практическом применении, с точки зрения достижения педагогического информационно-деятельностного резонанса как результата оптимальной периодичности предметного взаимодействия субъектов образования, преимущество будет иметь модульная организация процесса профессионального образования, при которой нет большого чередования дисциплин на определенной длительности процесса обучения.

Об авторах

Вячеслав Алексеевич Стародубцев

Томский государственный педагогический университет

Email: starodubtsev_v_a@tspu.ru
доктор педагогических наук, профессор Томск, Россия

Список литературы

  1. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. М.: Ин-т развития информ. общества, 2009. 160 с.Козачок В.И., Власова С.А. Информация и ее значение в процессе развития современного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 1–12.Прохоров Д.Д. Роль информации в современном обществе // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 1. С. 1–7. doi: 10.18698/2541-8009-2017-1-58Simpkins C.A., Simpkins A.M. Cybernetics: Or Control and Communications in the Animal and the Machine // IEEE Robotics & Automation Magazine. 2012. Vol. 19, № 2. P. 94–95. doi: 10.1109/MRA.2012.2192815Минин А. Модели коммуникаций: Модель Шеннона-Уивера. URL: https://marketing-course.ru/shennon-model/ (дата об-ращения: 11.02.2025).Стародубцев В.А. Концепции современного естествознания: учебник для академического бакалавриата 2-е изд. М.: Юрайт, 2016. 332 с.Игнатьев В.И. Концепция информационного резонанса в социальных структурах как перспектива понимания «усколь-зающей» постсовременности // Идеи и идеалы. 2018. Т. 1, № 3. С. 9–25. doi: 10.17212/2075-0862-2018-3.1-9-25Закон запоминания Германа Эббингауза. URL: https://100ballov-tomsk.ru/news/open/38 (дата обращения: 11.02.2025).Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/piramida-obucheniya (дата обращения: 11.02.2025).Соловьева М.В. Пирамида обучения: Williams & Schellenberger версии 2020 года. URL: https://autism-frc.ru/life-in-society/sports/1244 (дата обращения: 11.02.2025).Явление резонанса. URL: https://www.sravni.ru/ege-oge/info/fizika-yavlenie-rezonansa/ (дата обращения: 11.02.2025).Харитонов А.С. Информационный трехсущностный резонанс, структура, граница и память в открытой сложной системе // Метафизика. 2024. № 1(51). С. 52–76. URL: https://journals.rudn.ru/metaphysics/article/viewFile/39554/23498 (дата обращения: 11.02.2025).Вознюк А.В. Резонансная парадигма современной науки. URL: https://www.trinitas.ru›rus/doc/0202/010a/1153-vzn.pdf (дата обращения: 11.02.2025).Что такое RDB? URL: https://vc.ru/marketing/1538959-model-marketinga-rdb-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 11.02.2025).Игнатьев В.И. Информационный резонанс в социальной системе // Идеи и идеалы. 2012. Т. 1, № 3 (13). С. 92–103. URL: https://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2013/04/Ignatyev-V.I._313_1_.pdf (дата обращения: 11.02.2025).Пак Н.И. Синергетический подход в образовании и «педагогический резонанс» на примере проекта «Роботанковый би-атлон». URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2015/04/15/5ba6f72dd00b045a3fafdc49dee31cfd/pak-ni-sinergeticheskij-podhod-v-obrazovanii-i-pedagogicheskij-rezonans-na-prime.pdf (дата обращения: 11.02.2025).Соловова М.В. Механизм информационного резонанса // Вестник СамГУ. 2008. № 7 (66). С. 269–275.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000. URL: https://www.klex.ru/y (дата обращения: 11.02.2025).Новичкова А.В. Человек сквозь призму совместности, или О возможности общей психологии // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20, № 1. С. 108–118. doi: 10.17759/chp.2024200114Система обучения В.Ф. Шаталова. URL: https://do-centr.ru/2022/01/31/sistema-obuchenija-v-f-shatalova/ (дата обращения: 11.02.2025).Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 75–87. doi: 10.31992/0869-3617- 2021-30-5-75-87Поздеева С.И. К проблеме выделения метаметодики в профессиональной подготовке будущего учителя: связь дидактики, метаметодики и методик преподавания // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 48–56. http://dx.doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_48_56

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».