Organizational forms and content specifics of learning Russian in the Islamic Republic of Iran

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the current state and existing progressive trends in the development of the Russian language teaching system in Iran. The appeal to this topic is determined by the need for a comprehensive analysis of the needs of the Islamic Republic of Iran in learning the Russian language and in receiving education in Russian by young people. The purpose of the study is to analyze the current state of Russian language learning, the conditions for its further promotion and, on this basis, to propose a methodology for studying the basic course of the Russian language (substantive and methodological content) within the framework of the general development program “Starting to Learn Russian”. The following research methods were used: analysis and synthesis of scientific sources on the research problem to determine its initial provisions, systematization of data for the analysis and development of organizational and substantive conditions for studying the Russian language in educational institutions of Iran; direct observation, collection of information through purposeful perception and registration of organizational forms of studying the Russian language, analysis and generalization of the pedagogical experience of teachers of the Open Education Center in Tehran. The material for the study was analytical reports on the results of the events held in Iran, as well as the experience of teaching Russian within the framework of the general development program “Starting to Learn Russian”. The conducted analysis of the study of the Russian language in Iran showed that the most popular organizational forms are the course and university formats. In the school education system, the study of the Russian language has not yet received official status, but thanks to the interaction and joint efforts of Russianists of Iran and Russia, preparatory work is being carried out in this direction, in particular, schoolchildren interested in the Russian language are offered optional subjects and general development programs. It seems promising to continue studying the practice of teaching the Russian language at the Center for Open Education in Tehran and transfer this experience to educational organizations of the Islamic Republic of Iran.

About the authors

Anatolii Yurievich Ustinov

Moscow State Pedagogical University

Email: ustan0902@rambler.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_425946/
  2. Индекс положения русского языка в мире (к 30-летию Содружества Независимых Государств) // Мир русского слова. 2022. № 4. С. 106–108.
  3. Запесоцкий А.С. Россия – Иран: диалог культур: Международная научная конференция, Санкт-Петербург, 8 апреля 2016 г. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2017. С. 6–10.
  4. Калаши Нахидех. Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку иранских студентов (уровни А1-В1): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2022. 21 с.
  5. Карими-Мотаххар Д. Русский язык и литература в современном Иране // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика / под ред. М.П. Жигаловой. Брест: БрГТУ, 2023. С. 43–47.
  6. Сона Д. Обучение русскому языку в Иране // Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 213–218.
  7. Успенская А.В. Россия и Иран: долгий опыт культурных взаимосвязей // Россия – Иран: диалог культур: Международная научная конференция, Санкт-Петербург, 8 апреля 2016 г. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2017. С. 66–71.
  8. Как обстоят дела с изучением русского языка в Иране. URL: https://russkiymir.ru/publications/246256/?ysclid=m3tsynv17s808981052 (дата обращения: 20.11.2024).
  9. В Тегеране обсудили российско-иранское гуманитарное сотрудничество. URL: https://edu.gov.ru/press/8182/v-tegerane-obsudili-rossiysko-iranskoe-gumanitarnoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 19.11.2024).
  10. Ханджани Л. Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 438–441.
  11. Искандари М. Обучение грамматике русского языка на занятиях по РКИ в Иране: проблемы и пути их решения // Культура, духовенство и общество. Серия: Языкознание. 2024. № 4. С. 134–141.
  12. Сальмурзаева З.Р. Трудности в освоении русского языка иранскими студентами // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сб. материалов Международного научного конгресса: в 3 ч. / М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). Ч. II. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 378–380.
  13. Сиями Х.Э. О некоторых проблемах преподавания русского языка как иностранного в Иране // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова, Елец, 2–4 ноября 2021 г. Ч. 2. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. С. 212–216.
  14. Российский новый университет посетил Советник Посольства ИРИ в РФ. URL: https://rosnou.ru/info-center/inform/rossiyskiy-novyy-universitet-posetil-sovetnik-posolstva-iri-v-rf/?ysclid=m3txljw3pd271408765 (дата обращения: 11.11.2024).
  15. Шейхи Д.Н. Проблемы и потребности обучения русскому языку в иранской аудитории // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 146–150.
  16. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. 6-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 480 с.
  17. Шпильная Н.Н. Визуализация как грамматологический принцип (к проблеме описания принципов русского письма) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. Вып. 4. С. 106–115.
  18. Куницына О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 4 (837). С. 138–149.
  19. Воронина Л.А., Летун С.А. Роль национально-культурного компонента при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2. С. 49–56. doi: 10.25205/1818-7919-2021-20-2
  20. Лепик С.А., Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол Министерства иностранных дел России // Русистика. 2019. Т. 17, № 4. С. 445–459. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».