Model of development of readiness of undergraduate students of psychological and pedagogical education to make strategic decisions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The author studies the problem of modeling the process of developing readiness of students in the field of psychological and pedagogical education to make strategic decisions in the changing cultural and educational space. The purpose of the article is to develop and present a conceptual model of developing readiness of students in the field of psychological and pedagogical education to make strategic decisions, taking into account the features of modeling in the higher education system. The study uses systemic, informational, axiological, activity-based, process-based, cognitive, cultural, neural network approaches. According to the object of the study the author generalizes philosophical, sociological, pedagogical and psychological theorethical ideas. To solve the research problem, the methods of theoretical analysis, synthesis, comparison, generalization, induction, deduction, analysis of schematic representations of models in education, modeling were used. Based on the analysis of scientific research, it is shown that the process of developing students’ readiness to make strategic decisions in the changing cultural and educational space at this stage of higher education development has been practically not studied, although it is an important psychological, pedagogical and social problem. Taking into account innovative trends in higher education, the goals of modeling have been defined: coordinating expert data and recording internal ideas about the object of research, which is affected by the flow of information revealed through the changing cultural and educational space. It is important that due to these goals, measurable and measured behavior of the individual will be presented. It is suggested that the level of students’ readiness to make strategic decisions in the changing cultural and educational space will qualitatively improve due to the introduction of psychological and pedagogical conditions (development of students’ motivation to accumulate a fund of knowledge about strategic decisions for professional and personal spheres of life, the use of educational influences aimed at harmonizing the individual in achieving success, accumulation of initial experience in making strategic decisions in the changing cultural and educational space). Practical application of this model for bachelor students of psychological and pedagogical education is possible in centers of personal development, organization of educational work of universities. The content of the model of development of readiness of bachelor students of psychological and pedagogical education to make strategic decisions in the changing cultural and educational space is summarized taking into account the features of its formalized description. The model is presented in a schematic form.

About the authors

Luydmyla Yurievna Moskalyova

Melitopol State University

Email: moskaleva2023@yandex.ru
Melitopol, Russian Federation

References

  1. Brigas C. Modeling and Simulation in an Educational Context: Teaching and Learning Sciences // Research in Social Sciences and Technology. 2019. № 4. P. 1–12. doi: 10.46303/ressat.04.02.1 (дата обращения: 20.08.2024).
  2. Гончаренко А.Н. Моделирование систем: лабораторный практикум. М.: Издат. дом НИТУ «МИСиС», 2022. 56 с.
  3. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий и моделирование в образовательном процессе вуза: учебно-метод. пособие. М.: Инфра-М, 2020. 239 с.
  4. Моделирование систем: практикум / сост. Р.В. Кузьменко, Н.А. Андреева, Е.В. Корчагина и др. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2022. 96 с.
  5. Астраханцева И.А., Бобков С.П. Моделирование систем: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2023. 216 с.
  6. Когнитивное моделирование в системе высшего образования в условиях цифровизации / под ред. В.Ш. Масленниковой. Казань: ИППСП, 2019. 155 с.
  7. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. № 22 (6). С. 9–30. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-9-30
  8. Сорокин С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в системе педагогического и инженерно-технического образования. М.: Ruscience, 2022. 152 с.
  9. Obidov J.G. Virtual process modeling technologies based on imitation-variability in technical higher education institutions // E3S Web of Conferences. 070 (2023). IPFA 2023. 452. 17. doi: 10.1051/e3sconf/202345207017
  10. Frejd P., Vos P. The spirit of mathematical modeling – a phlosophical study on the occasion of 50 years of mathematical modeling education // Mathematics Enthusiast, 2023. № 21. P. 269–300. doi: 10.54870/1551-3440.1626
  11. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. 304 с.
  12. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 302 с.
  13. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов / пер. с англ.; под ред. О.В. Староверова. М.: Финансы и статистика, 1985. 295 с.
  14. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 1988. 160 с.
  15. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 240 с.
  16. Адлер А. Жизнь и ее модели / пер. Е. Абаевой. М.: АСТ, 2023. 256 с.
  17. Якоб Г. Не наступай на одни и те же грабли. Пойми своего внутреннего ребенка, измени модели поведения и найди счастье / пер. с нем. О. Буркиной. СПб.: Портал, 2022. 368 с.
  18. Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М.: КомКнига, 2006. 336 с.
  19. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 101–110. doi: 10.15293/2226-3365.1506.11
  20. Вэй Цзи Ма, Кёрдинг К., Голдрайх Д. Байесовские модели восприятия и действия / пер. с англ. В. С. Яценкова. М.: ДМК Пресс, 2023. 458 с.
  21. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление / пер. с англ. 4-е изд., электрон. М.: Лаборатория знаний, 2020. 801 с.
  22. Москалева Л.Ю., Шевченко Ю.В. Готовность студентов к принятию стратегических решений: разработка психолого-педагогической диагностической методики // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т. 15, № 2. С. 7–21. URL: https://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/20 (дата обращения: 20.08.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».