Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Детально исследуются вопросы разработки и научного обоснования военно-педагогической системы адаптивной физической культуры, ориентированной на реабилитацию, профессиональную подготовку и эффективную интеграцию военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональную деятельность в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. В условиях современных вызовов и требований, предъявляемых к системе обороны и безопасности, акцент сделан на необходимость модернизации профессионального образования, повышения квалификации кадров и совершенствования подготовки специалистов, работающих с военнослужащими с ОВЗ. Исследование включает всесторонний анализ научно-теоретических основ и практических подходов к построению педагогических систем, что позволяет учитывать специфику военной службы и особые потребности военнослужащих с ОВЗ. Особое внимание уделено интеграции инновационных технологий, таких как системы мониторинга функционального состояния, виртуальные тренажеры, цифровые платформы и программное обеспечение, способствующее адаптации и развитию военнослужащих с ограниченными возможностями. Важным элементом разработки является учет нормативно-правовых требований и внедрение индивидуализированных методов подготовки, соответствующих современным образовательным стандартам и международным рекомендациям. Основной целью исследования является формирование комплексной педагогической системы, направленной на повышение физической, психологической и профессиональной готовности военнослужащих с ОВЗ к выполнению поставленных служебных задач, включая их успешную интеграцию в коллективы воинских подразделений. Анализ выявленных противоречий в теории и практике позволил определить ключевые проблемы, связанные с необходимостью интеграции реабилитационных и образовательных компонентов, а также разработать персонализированные траектории профессионального роста. Предлагаемые методологические подходы основаны на принципах системности, личностной ориентации, инновационного развития и аксиологического обоснования. Применение данных принципов способствует созданию многофункциональной педагогической системы, которая гармонично объединяет цели боевой подготовки и реабилитации, адаптируя военнослужащих с ОВЗ к выполнению служебных обязанностей, что в свою очередь обеспечивает повышение уровня боеспособности ВС РФ.

Об авторах

Михаил Сергеевич Образцов

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: mikhailvifk@mail.ru
кандидат педагогических наук 194044, г. Санкт-Петербург, улица Академика Лебедева, дом 6, литера Ж

Список литературы

  1. Веденская Т.Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 197–199.
  2. Карпов В.Б., Иващенко А.С. Совершенствование подготовки военнослужащих с учетом опыта боевых действий в военных конфликтах низкой интенсивности // Развитие военной педагогики в ХХI веке: VII Межвузовская научно-практическая конференция 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 года. СПб.: Издательство ВВМ, 2020. С. 153–156.
  3. Зыков А.В., Смирнов А.Г., Щуров А.Г., Черный В.С. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 4. С. 19–24.
  4. Щуров А.Г., Бурьян В.В., Дмитриев Г.Г., Муника А.А. О необходимости повышения квалификации военных специалистов физической подготовки по оздоровительной физической культуре // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2023. № 2. С. 217–220.
  5. Евсеев С.П., Грачиков О.А. О разработке адаптированных образовательных программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне среднего профессионального образования // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 г., посвященная Дню российской науки, Санкт-Петербург, 18–29 апреля 2022 года. Ч. 2. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2022. С. 96–99.
  6. Карасаева Л.А., Курдыбайло С.Ф., Владимирова О.Н. Возможности профессиональной деятельности инвалидов с дефектами верхних конечностей // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. № 2. С. 28–30.
  7. Исламов В.А., Образцов М.С., Савченко О.А., Макаров А.Н. Обзор международных программ реабилитации ветеранов боевых действий средствами и методами физической культуры и спорта // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 2. С. 230–235.
  8. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета). М.: ФЛИНТА, 2017. 168 с.
  9. Краснова О.В., Яремко Н.Н. Теория функционирования и развития систем педагогических взаимодействий как основа проектирования в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-2. С. 442–449.
  10. Летуновская С.С. Оценка использования инструментов государственной политики в области комплексной реабилитации инвалидов как основа построения системы комплексной реабилитации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 5. С. 125–127.
  11. Образцов М.С., Миколенко В.В. О содержании программы повышения квалификации военнослужащих медицинской службы в вопросах реабилитации и абилитации средствами и методами адаптивной физической культуры и спорта // Педагогическое образование. 2024. Т. 5, № 6. С. 143–147.
  12. Исламов В.А., Трубица С.А., Савченко О.А. и др. Физическая подготовка в военно-медицинских учебных заведениях: учебник / под общ. ред. В.А. Исламова. СПб. : Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, 2023. 273 с.
  13. Образцов М.С. Адаптивная физическая культура и спорт в непрерывном профессиональном образовании военнослужащих медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 12 (238). С. 292–298.
  14. Образцов М.С., Исламов В.В., Савченко О.А. Педагогическая модель повышения квалификации специалистов служебно-прикладной физической подготовки к деятельности в сфере адаптивной физической культуры // Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 117–123. doi: 10.62257/2687-1661-2024-3-117-123
  15. Исламов В.А., Крюков Е.В., Образцов М.С., Ковлен Д.В. Концепция адаптивной физической культуры и спорта военнослужащих в системе профессионального образования и боевой подготовки войск // Вестник педагогических наук. 2024. № 7. С. 238–244. doi: 10.62257/2687-1661-2024-7-238-244
  16. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3-1(39). С. 154–164.
  17. Ижденева И.В. Личностно ориентированный подход в современном образовательном пространстве // Интерактивная наука. 2021. № 8(63). С. 21–22. doi: 10.21661/r-554781
  18. Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода. М.: Компания «Спутник», 2008. 207 с.
  19. Панасина С.Ю. Нормативно-правовое обеспечение процесса социализации обучающихся в системе образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 73–79. doi: 10.37882/2223-2982.2022.03.22
  20. Образцов М.С., Исламов В.А., Савченко О.А., Елизаров Д.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 79–81.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».