Teaching normative French pronunciation as an important component of mastering oral speech skills

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the role of pronunciation in teaching French. Attention is focused on prosodic factors that play an important role in the process of understanding a statement. Decoding of verbal communication takes place at the intellectual, linguistic, emotional and relational levels. The interlocutors perceive not only individual words, but also the tone of the utterance. Intonationally transmitted information allows you to understand the deep meaning of the utterance and its components. The purpose of the study is to determine the place of the phonetic component in the methodology of teaching a foreign language. The following research methods are used in the work: analysis of pedagogical, methodological, linguistic literature and the work experience of Russian and foreign phonetists; the method of scientific description; synthesis and generalization of their own practice of teaching French at the university. Many modern researchers in the field of foreign language teaching methods are supporters of communicative learning, leading to a new perception of the role of pronunciation, and awareness of the importance of intonation parameters of speech.The effectiveness of teaching the French language is increased with the use of special exercises for practicing prosodic phenomena, in which the phonosemantic approach appeals to sound matter and contributes to the formation of foreign language pronunciation skills. The result is the development of exercises based on the analysis of traditional and modern didactic principles. It is proposed to practice pronunciation skills in order to correct oral speech according to the following parameters: intonation and rhythm, intensity of articulation, phonetic environment. The effectiveness of training at the segment level increases with the use of exercises based on the principle of “from simple to complex”. The suprasegmental level, which implies normative stress, correct melody, rhythm, and pauses, also plays a significant role in mastering the articulation base of the language being studied. Only the complex perception of the above phonetic phenomena leads to the assimilation of the articulatory base of a foreign language. Thus, students need to master phonetic and phonological skills, since their insufficient formation will have negative consequences for the entire language learning process.

About the authors

Iraida Gennadyevna Ivanova

Mari State University

Email: iraida44@yandex.ru
Yoshkar-Ola, Republic of Mari El, Russian Federation

Rita Aleksandrovna Egoshina

Mari State University

Email: affaires@mail.ru
Yoshkar-Ola, Republic of Mari El, Russian Federation

References

  1. Белоглазова Е. В. Перевод транскультурного текста: двойной перевод культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22, № 3. С. 86–96.
  2. Nawafleh Ah. Le rôle de la phonétique dans l’enseignement/apprentissage du français langue étrangère, étude acousticoperceptive // Jordan Journal of Modern Languages and Literature. 2016. Vol. 9, № 1. P. 73–94.
  3. Короткая М. В. К вопросу об обучении произношению // Евразийский научный журнал. 2021. № 11. URL: https://journalpro.ru/articles/k-voprosu-ob-obuchenii-proiznosheniyu (дата обращения: 16.12.2023).
  4. Иванова И. Г., Егошина Р. А. Восприятие французских фраз с оттенком удивления и сожаления русскими респондентами // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2023. № 4 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-frantsuzskih-frazs-ottenkom-udivleniya-i-sozhaleniya-russkimi-respondentami (дата обращения: 19.03.2024).
  5. Головчанская И. И., Дудушкина С. В. «Звуковой неообраз» французского языка как основа совершенствования слухопроизносительных навыков при обучении аудированию (педагогическое образование) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31413 (дата обращения: 16.12.2023).
  6. Прохорова Н. Ю., Мягкова В. Ю., Комарова Е. Ю. Технология исправления фонетических ошибок у обучающихся среднего школьного возраста на уроках английского языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispravleniya-foneticheskih-oshibok-u-obuchayuschihsya-srednego-shkolnogovozrasta-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 03.04.2024).
  7. Саклакова А. Ю., Иванова Е. А. Роль фонетического навыка в формировании коммуникативной компетенции // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Орел, 2020. С. 863–870.
  8. Маркосьян Е. И. Социальная роль правильного произношения // Электронная библиотека БГУ: Актуальные вопросы филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. 2013. Вып. 1. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/57425/ (дата обращения: 16.12.2023).
  9. Fredet F., Nikou Ch. Phonétique, littérature et enseignement du FLE: théories et recherches // Cognition, représentation, language. URL: https://doi.org/10.4000/corela.9987 (дата обращения: 25.02.2024).
  10. Трубач О. К., Горшкова Д. И., Скляр Л. Н. Сравнительный анализ фонетических систем русского, французского и китайского языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14, № 1. С. 171–188. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-1-171-188
  11. Dufeu B. L’importance de la prononciation dans l’apprentissage d’une langue étrangère // Franc-parler.org: un site de l’Organisation internationale de la Francophonie. 2011.
  12. Kamber A., Skupien-Dekens C. La correction phonétique en français langue étrangère: enseignement et évaluation en laboratoire multimédia // Phonétique, phonologie et enseignement des langues de spécialité. P. 88–102. doi: 10.4000/apliut.744. URL: http://journals.openedition.org/cahiersapliut/744 (дата обращения: 20.01.2024).
  13. Detey S., Fontan L., Pellegrini Th. Traitement de la prononciation en langue étrangère: approaches didactiques, méthodes automatiques et enjeux pour l’apprentissage // Traitement Automatique des Langues. 2016. Vol. 57, № 3. Р. 15–39. URL: http://www.atala.org/sites/default/files/article-tap-didactique_21092017.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
  14. Елшанский С. П. Школа будущего: может ли искусственный интеллект обеспечить когнитивную эффективность обучения? // Вестник Томского государственного университета (TSPU Bulletin). 2021. № 462. doi: 10.17223/15617793/462/23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-buduschego-mozhet-li-iskusstvennyy-intellekt-obespechit-kognitivnuyu-effektivnostobucheniya (дата обращения: 30.03.2024).
  15. Borrell A., Salsignac J. Chapitre 4. Importance de la prosodie en didactique des langues (application au FLE) // Apprentissage d’une langue étrangère/seconde. 2002. Vol. 2. P. 163–182. doi: 10.3917/dbu.renar.2002.01.0163. URL: https://www.cairn.info/apprentissage-d-une-langue-etrangere-seconde-2--9782804134921-page-163.htm (дата обращения: 16.12.2023).
  16. Александровская Е. Б., Лосева Н. В., Читахова Л. Л. Учебник французского языка. 2-е изд., испр. М.: Изд-во «Нестор Академик», 2009. 296 с.
  17. Wachs S. Tendances actuelles en enseignement de la prononciation du français, langue étrangère (FLE) // Revista de Lenguas ModeRnas. 2011. № 14. P. 183–196.
  18. Sigırci I. Méthodes pour la correction des productions orales chez des apprenantsturcs // Synergies Turquie. 2018. № 11. P. 53–66.
  19. Когалова Е. А. Базовые принципы практической фонетики французского языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 9 (864). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovyeprintsipy-prakticheskoy-fonetiki-frantsuzskogo-yazyka (дата обращения: 10.01.2024).
  20. Иванова И. Г., Егошина Р. А. Просодические характеристики эмоционально окрашенных фраз в типологически неродственных языках: на материале марийского и французского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 16–28. doi: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.16-28.
  21. Бубнова Г. И. Артикуляционная база русского и французского языков: динамический аспект // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 9 (825). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artikulyatsionnaya-baza-russkogo-i-frantsuzskogo-yazykov-dinamicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.03.2024).
  22. Иванова И. Г., Хабибуллина Ф. Я., Егошина Р. А. Сравнительно-сопоставительный анализ фонетических систем разноструктурных языков. Йошкар-Ола, 2021. 176 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».