Опыт апробации алгоритма профилактирования информационных рисков у студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Информационная безопасность оказывается существенным требованием к личности для ее уверенной ориентации в информационных потоках. Необходимость освоения способов противостояния информационным рискам с позиции собственных ценностных установок является критерием развития личности и ее успешной социализации.Цель – представить поэтапную реализацию текстовой деятельности для освоения студентами неязыкового вуза способов противостояния информационным рискам.В исследовании использовался анализ литературы по проблеме развития теории и практики образования в области информационной безопасности, организации работы текстовой деятельности на основе методов педагогической герменевтики. Материалом исследования послужили смыслообразующие тексты, соответствующие тематике занятия. Представлены методы для реализации комплекса заданий на основе текстовой деятельности для развития личностных ресурсов у студентов. Проведен методический эксперимент по освоению способов парирования информационным рискам.Приведены примеры заданий для организации поэтапной работы с текстами на основе алгоритма профилактирования информационных рисков у студентов с учетом конечной цели, ориентированной на развитие личностных ресурсов. Описываемый алгоритм, включающий герменевтические и деятельностные методы, основан на четырех взаимосвязанных этапах (мотивационном, аналитико-оценочном, проектировочном, рефлексивном) реализации механизмов смыслообразования и интерпретации. Потенциал данных методов рассматривается в контексте дисциплин гуманитарного цикла с использованием смыслообразующих текстов, связанных с социальным контекстом. Раскрыты особенности организации текстовой деятельности в рамках предложенного алгоритма. Предложены критерии отбора текстов. Для диагностики уровня сформированности структурно-содержательных компонентов развития личностных ресурсов разработаны критерии оценки. По итогам апробации алгоритма было проведено пилотажное исследование в рамках рассмотренной на занятии темы. В результате было установлено, что требуется дальнейшее развитие способностей студентов противостоять рискам и быть устойчивыми к их воздействию. Предложенный алгоритм был апробирован на базе Тюменского индустриального университета.Поэтапная реализация текстовой деятельности с целью освоения способов парирования информационным рискам способствует развитию способности у студентов осмысленно воспринимать, интерпретировать, оценивать информацию за счет актуализации приобретенного опыта. Освоение данных способов можно проводить не только во время практических занятий, но и во внеурочное время. Эффективность реализованного алгоритма обусловлена герменевтическими и деятельностными методами с использованием смыслообразующих текстов.

Об авторах

Варвара Александровна Петрова

Тюменский индустриальный университет

Email: kha-varya@yandex.ru
переводчик Тюмень, Россия

Елена Александровна Энгель

Тюменский индустриальный университет

Email: engelkind@mail.ru
старший преподаватель Тюмень, Россия

Список литературы

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 06.12.2022).
  2. Поляков В. П., Романенко Ю. А. Педагогическое сопровождение вопросов информационной безопасности личности в отечественном образовании // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2018. Т. 1. С. 64–67.
  3. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета. Серия 14. 2011. № 4. С. 4–11.
  4. Дроздова А. В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. 2011. № 4. С. 58–65.
  5. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/personalnye-dannye-v-internete-ugroza-utechki-i-kak-s-nei-borotsja (дата обращения: 25.10.2022).
  6. Басанова Т. А. Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации: автореф. … дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 24 с.
  7. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, В. А. Касторнова, О. А. Козлов, Э. В. Миндзаева, И. Ш. Мухаметзянов, В. П. Поляков, И. В. Роберт, В. И. Сердюков, Т. Ш. Шихнабиева, Г. Ю. Яламов. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. 107 с.
  8. Карабанова О. А. Критерии оценки состояния информационной безопасности детей и подростков. URL: https://rkn.gov.ru/docs/Razdel5.pdf (дата обращения: 26.11.2022).
  9. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50–66.
  10. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / под ред. А. В. Мудрика. М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. 400 c.
  11. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: Советская Кубань, 2005. 356 с.
  12. Сафиуллина Л. Х. Информационная безопасность и защита авторских прав в рамках проектирования цифровой образовательной среды инженерного вуза // Управление устойчивым развитием. 2021. № 1 (32). С. 97–102.
  13. Ульянова М. В. Информационная компетентность студентов как условие формирования информационной безопасности личности // Методическое сопровождение педагогического процесса в медицинском вузе в условиях реализации компетентностного подхода: материалы учеб.-метод. конф. для преподавателей высшей школы. Хабаровск: Дальневост. гос. мед. ун-т, 2020. С. 108–112.
  14. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: автореф. … дис. д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с.
  15. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средства гуманитаризации педагогического знания // Образование и наука. 2008. № 1. С. 3–13.
  16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».