Experiment of the algorithm of information risk prevention among students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Information security turns out to be a person’s essential requirement for a confident orientation in information content. The need to master ways of information risk resistance on the base of one’s own value attitudes is a factor for the person development and successful socialization.The aim of the article is to present a step–by-step realization of textual activity for students of a non-linguistic university to master ways of information risk resistance.The research is based on the analysis of literature on the development of theory and educational practice on information security, and the textual activity realization based on the methods of pedagogical hermeneutics. The meaning-forming texts selected according to the teaching content in the discipline are used as the material. The methods for realization of the set of tasks based on text activities aimed at the students’ personal resource development are presented. The methodical experiment used for leaning ways of information risk resistance was carried out.The examples of the exercises organizing the step-by-step students’ work with texts based on the algorithm of information risk prevention oriented at personal resource development are given. The described algorithm including hermeneutical and activity methods is based on four interrelated stages (motivational, analytical-evaluative, design, reflexive) to implement the mechanisms of meaning formation and interpretation. Given methods are considered at the humanity disciplines using the meaning-forming texts related to the social context. The features of the textual activity organization of the proposed algorithm are revealed. The article introduces the criteria of the text selection. Three assessment criteria were developed to diagnose the level of personal information security formation. Based on the results of algorithm testing, a pilot study was conducted on the topic discussed during the lesson. It was found that the further development of students’ abilities to withstand risks and be resistant to their impact is required. The designed algorithm was tested on the base of the Tyumen Industrial University.The implementation of the textual activity aimed to master ways of information risk resistance contributes to the development of students’ ability to perceive meaningfully, interpret and evaluate information by the actualization of the gained experience. The leaning of these methods can be carried out not only during the lesson, but also during extracurricular time. The effectiveness of the implemented algorithm is due to hermeneutic and activity approaches using meaning-forming texts.

About the authors

Varvara Aleksandrovna Petrova

Industrial University of Tyumen

Email: kha-varya@yandex.ru
Tyumen, Russian Federation

Elena Aleksandrovna Engel

Industrial University of Tyumen

Email: engelkind@mail.ru
Tyumen, Russian Federation

References

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 06.12.2022).
  2. Поляков В. П., Романенко Ю. А. Педагогическое сопровождение вопросов информационной безопасности личности в отечественном образовании // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2018. Т. 1. С. 64–67.
  3. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета. Серия 14. 2011. № 4. С. 4–11.
  4. Дроздова А. В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. 2011. № 4. С. 58–65.
  5. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/personalnye-dannye-v-internete-ugroza-utechki-i-kak-s-nei-borotsja (дата обращения: 25.10.2022).
  6. Басанова Т. А. Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации: автореф. … дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 24 с.
  7. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, В. А. Касторнова, О. А. Козлов, Э. В. Миндзаева, И. Ш. Мухаметзянов, В. П. Поляков, И. В. Роберт, В. И. Сердюков, Т. Ш. Шихнабиева, Г. Ю. Яламов. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. 107 с.
  8. Карабанова О. А. Критерии оценки состояния информационной безопасности детей и подростков. URL: https://rkn.gov.ru/docs/Razdel5.pdf (дата обращения: 26.11.2022).
  9. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50–66.
  10. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / под ред. А. В. Мудрика. М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. 400 c.
  11. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: Советская Кубань, 2005. 356 с.
  12. Сафиуллина Л. Х. Информационная безопасность и защита авторских прав в рамках проектирования цифровой образовательной среды инженерного вуза // Управление устойчивым развитием. 2021. № 1 (32). С. 97–102.
  13. Ульянова М. В. Информационная компетентность студентов как условие формирования информационной безопасности личности // Методическое сопровождение педагогического процесса в медицинском вузе в условиях реализации компетентностного подхода: материалы учеб.-метод. конф. для преподавателей высшей школы. Хабаровск: Дальневост. гос. мед. ун-т, 2020. С. 108–112.
  14. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: автореф. … дис. д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с.
  15. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средства гуманитаризации педагогического знания // Образование и наука. 2008. № 1. С. 3–13.
  16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».