Elena A. Rumbeshta – educator, teacher, the first Tomsk specialist in the field of theory and methods of teaching physics

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article provides a description of the professional path of the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Tomsk State Pedagogical University Rumbeshta Elena Anatolyevna. The scientific activity of the scientist-teacher in the field of theory and methods of teaching physics is covered. The activity of a talented teacher, who proved himself as a teacher-mentor in relation to students and teachers of physics, is presented. For more than forty years Rumbeshta E. A. was a leading teacher of methodological disciplines of innovative courses in teaching physics at a university and school. She worked as a physics teacher, supervised pedagogical research at schools and universities in Tomsk. She connected students to research activities, the result of which was practice-oriented term papers, theses and scientific articles on the methodology of teaching physics. Rumbeshta E. A. the educational and methodological complex of the main discipline “Methods of teaching physics” was updated: a system of methodological training of students in studying a school physical experiment was developed, lectures with general and particular questions were published, many scientific and educational works were published based on the results of the work of a teacher-researcher. The active position of Elena Anatolyevna regarding the improvement of the training of teachers and highly qualified personnel is reflected, her initiatives that have been developed in the educational environment of Tomsk are given. Active activity in the scientific and educational center of pedagogical research in physics and mathematics education is revealed, scientific cooperation with colleagues from Russian and foreign universities is described.The results of the activities of Elena Anatolyevna as a scientist and organizer at the Center of the DFMiENO in the preparation of teacher-researchers in the framework of work with problem-creative groups of teachers are presented; organization and holding of the All-Russian scientific-practical conference “Teaching natural sciences, mathematics and informatics at the university and school.”

About the authors

Anna Alekseyevna Vlasova

Tomsk State Pedagogical University

Email: aav@tspu.edu.ru
Tomsk, Russian Federation

Mikhail Aleksandrovich Chervonnyy

Tomsk State Pedagogical University

Email: mach@tspu.edu.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Румбешта Е. А., Пальянов М. П. Обобщение учебного материала в IХ классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» // Физика в школе. 1985. № 5. С. 27–30.
  2. Власова А. А., Румбешта Е. А., Трофимова Н. В. Методика организации эксперимента в школьном курсе физики: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 188 с.
  3. Румбешта Е. А. Курс лекций по теории и методике обучения физике в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Томск: Изд-тво ТГПУ, 2016. 144 с.
  4. Румбешта Е. А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 248 с.
  5. Румбешта Е. А., Мидуков В. З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 10 (73). С. 103–109.
  6. Румбешта Е. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики: анализ практики и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 5 (133). С. 206–211.
  7. Румбешта Е. А., Власова А. А., Яковлев И. Н. О формировании регулятивной и познавательной компетенций учащихся основной школы при обучении физике // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 34–41. doi: 10.23951/2307-6127-2022-3-34-41
  8. Румбешта Е. А. Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий и компетенций: метод. пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов пед. вузов. Томск: ТОИПКРО, 2014. 68 с.
  9. Румбешта Е. А. Современные технологии в обучении физике: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 144 с.
  10. Iskakova A. B., Kairbayeva A. K. Methodical foundations of the use of project based technologies in teaching physics to students of technical specialties of higher education institutions // Bulletin of the Karaganda university. Physics series. 2019. Vol. 3 (95). Р. 71–77.
  11. Румбешта Е. А., Червонный М. А. Использование потенциала взаимодействия вузов и профильных школ г. Томска для повышения качества обучения физике // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 191–194.
  12. Ualikhanova B. S., Baizak U. A., Turmanbekov T. A., Kurmanbekov B. A., Sarybaeva A. H., Rumbeshta E. A. Formation of Medical Students’ Competences in the Republic of Kazakhstan // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8 (S10). Р. 84876. doi: 10.17485/ijst/2015/v8iS10/84876
  13. Поздеева С. И., Румбешта Е. А. Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности) // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 3 (17). С. 32–39. doi: 10.23951/2307-6127-2017-3-32-39
  14. Румбешта Е. А. Организация совместной деятельности учащихся и учителя при решении учебных проблем // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. (5 ноября 2009 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 125–127.
  15. Червонный М. А., Власова А. А., Швалёва Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 5 (120). С. 188–193.
  16. Система социального сопровождения при организации академической мобильности одаренных детей / А. А. Власова, В. М. Зеличенко, О. Н. Игна, Е. А. Румбешта, С. В. Тюлюпо, М. А. Червонный, Т. В. Швалёва; под ред. Е. А. Румбешта, М. А. Червонного. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 116.
  17. Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ. URL: https://fmcenter.tspu.edu.ru (дата обращения: 20.02.2023).
  18. Инициатива «Космический урок». URL: https://cosmos.tspu.edu.ru (дата обращения: 20.02.2023).
  19. Поздеева С. И., Румбешта Е. А. Опыт Финляндии в сфере образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 128–131.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».