Individualized interaction in the process of primary school student`s functional literacy formation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Functional literacy formation is a new educational result of Primary education, fixed in the federal state educational standard (new edition). Functional literacy is based on subject and meta-subject results. Basis for achieving subject and meta-subject results is shaped in 1–4 grades. Therefore, the relationship between a functional literacy formation process and a subject and a meta-subject results achievement is a relevant problem. Research group of the Perm State Humanitarian Pedagogical University identified meta–subject co-ordination and interdisciplinary integration as conceptual foundations for the functional literacy formation at a primary school. Extracurricular activities provide time resources for meta-subject coordination and inter-subject integration.Functional literacy formation at the primary school can be considered a result of students’ proximal development zone since functional literacy has traditionally been studied as an educational result of adults and youth. Consequently, primary school students’ functional literacy formation is possible if it is based on an individualized teacher and students’ interaction in actual and proximal development zones.The individualized interaction acquires significance in inclusive classes for mental retardation children and children without developmental disorders. The fact that the same action methods correspond to students without developmental disorders actual development zone and mental retardation students’ proximal development zone specifies this kind of training.The purpose of the research is to work out theoretical grounds, to develop an extracurricular activities program, to study materials for the course, and to conduct an experimental verification based on the studied difficulties in mastering the primary general education program by mental retardation children and children without developmental disorders. The research contributes to the relationship development between general and inclusive education. The research specifies an individualized interaction technology between a teacher and students in the areas of actual and proximal development. The effectiveness of this technology has been proven. The practical significance of the research lies in the fact that the developed course and a set of study materials for it can be used in other educational organizations that implement primary general education programs.

About the authors

Vera Anatolievna Zakharova

Perm State Humanitarian Pedagogical University

Email: zaharova_va@pspu.ru
Perm, Russian Federation

Konstantin Eduardovich Bezukladnikov

Perm State Humanitarian Pedagogical University

Email: konstantin.besukladnikov@gmail.com
Perm, Russian Federation

Mariam Bezhanovna Peradze

Bardymskaya School No. 2

Email: peradze.marika@gmail.com
Barda, Russian Federation

References

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 13.08.2022).
  2. Захарова В. А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7–16.
  3. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина и др. Пермь: ПГГПУ, 2021. 170 с.
  4. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391–410.
  5. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 192 с.
  6. Piaget Jean. The moral judgement of the child; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.
  7. Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников / К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб; под общ. ред. М. А. Худяковой, науч. ред. К. Э. Безукладников, В. А. Захарова. Пермь: ПГГПУ, 2021. 252 с.
  8. Безукладников К. Э., Попова Н. С., Жигалев Б. А. Дифференцированное обучение иностранному языку на основе осознанности: вопросы подготовки учителя // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 106–117.
  9. Ковалева Т. М. Принцип индивидуализации как ресурс качества образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе // Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 февраля 2010 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. М.: Дело, 2011. С. 101–107.
  10. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 c.
  11. Егоров К. Б., Захарова В. А. Процедурные тексты в формировании и оценке функциональной грамотности в начальной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2022. № 2. С. 116–123.
  12. Hautamаki J., Podolskiy A. I. The Finnish Education as an Individualized Service System with a Reference to Students with Special Educational Needs // Psychological Science and Education. 2021. Vol. 26, № 3. P. 94–101.
  13. Bobrova V. V., Kapiyat A. Zh. Possibilities of technology of differentiated (including individualized) education of children with intellectual disabilities of primary school age // Научный альманах. 2021. № 1–1 (75). P. 43–46.
  14. Константинова О. А., Кощеева О. В., Крючков В. П. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212). С. 99–107. doi: 10.23951/1609-624X-2020-6-99-107
  15. Ивашнева А. Р., Чабан Т. Л. Особенности психического развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития) с точки зрения критериев оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий // The Newman in Foreign Policy. 2017. № 37 (81). С. 72–76.
  16. Максимова У. С. Особенности формирования регулятивных умений у детей с задержкой психического развития // Инклюзивное образование в эпоху постпандемии: новые нормы, форматы, стратегии: материалы Международной научно-практической конференции (1 декабря – 15 декабря 2021 г.) / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. С. 387–392.
  17. Максимова У. С. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности // Открытый мир: объединяем усилия: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (9–10 ноября 2022 г., г. Пермь, Россия) / под ред. О. Р. Ворошниной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2022. С. 371–376.
  18. Кузьмичева Т. В. Индивидуализация образования младших школьников с ЗПР как предмет профессионального диалога будущего учителя и специального психолога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 4 (91). С. 177–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205124 (дата обращения: 15.10.2022). doi: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-177-187
  19. Фомичева Е. К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития посредством кинезиологических упражнений: постановка проблемы // Экономика и социум. 2018. № 7 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshihshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-posredstvom (дата обращения: 15.10.2022).
  20. Egorov K. B., Zakharova V. A. External evaluation of self-directed learning skills: online education // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 1 (3). P. 41–55. doi: 10.23951/2782-2575-2022-1-41-55
  21. Пототня Е. М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 4. С. 58–74.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».