High school students’ culture-specific language competence development at English classes working with a literary text

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

High school students should acquire the knowledge and skills comprising the culture-specific language competence at foreign language classes. It is an important component of modern school education aimed at the development of a linguistic personality ready for communication in a multicultural multilingual world. The aim of the research is to develop teaching materials which can be used at classes or as extracurricular activities by English teachers on the basis of the analysis of the culture-specific language competence components and approaches to its development. The material for the developing of theoretical positions was scientific papers on the main directions of this study and educational-methodical manuals used in the process of teaching English in high school. Empirical research material is the book “Alice in Wonderland” by L. Carroll which served the basis for teaching materials elaboration to develop students’ culture-specific language competence. In the course of the research, the methods of analysis, synthesis, comparison, systematization and generalization of scientific and methodical literature, modelling English classes and experiential learning are used. The scientific novelty of the research consists in the clarification of content and structure of the culture-specific competence, peculiarities of its development in high school and justification of the cultural and historical epoch context introduction necessity while working with a literary text. The culture-specific language competence is considered as a combination of a theoretical and processual-activity components including target language country realia, corresponding language units, history, culture, traditions and customs and the ability to employ this knowledge in order to bridge the language barrier and communicate effectively. The study of the culture-specific language competence development principles and approaches has resulted in formulating guidelines for foreign language teachers. For example, language and culture acquisition must happen inseparably; it is essential to employ various authentic texts and exercises, cultivate respect for native and foreign cultures, devote enough time to oral speech skills development. The practical value consists in the developed training materials based on the book “Alice in Wonderland” by L. Carroll which can be used by other teachers.

About the authors

Yelena Andreyevna Voevodskaya

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

Email: belyakova-yelena@yandex.ru
Yaroslavl, Russian Federation

Maria Andreevna Kulikova

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

Email: kulickovamash4@yandex.ru
Yaroslavl, Russian Federation

References

  1. Тройникова Е. В. Субъект межкультурного взаимодействия: диалоговая трансформация образовательного конструкта // Язык и культура. 2022. № 59. С. 298–319. doi: 10.17223/19996195/59/17
  2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1973. 232 с.
  3. Сухоловская Ж. М. Обучение лингвострановедению с использованием интернет-ресурсов (на примере английского языка) // Вестник Университета. 2014. № 10. С. 280–282.
  4. Пыхина Н. В. Проблема педагогических условий формирования лингвострановедческой компетенции младших школьников // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4–3. С. 137–140.
  5. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам: учебное пособие. СПб.: КАРО, 2005. 351 с.
  6. Скляр С. С. Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6-2. С. 180–185.
  7. Копосова О. Б., Малёв А. В. Реализация лингвострановедческого аспекта обучения иностранному языку в старшей школе в условиях межкультурной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 167–171.
  8. Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. С. 41–45.
  9. Ефремова Н. В. Роль лингвострановедения в преподавании немецкого языка // Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в УВО: сб. науч. ст. по материалам VI Междунар. науч.-практ. онлайн-семинара (вебинара), Могилев, 3 апреля 2020 г. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. С. 80–83.
  10. Великолуг Л. В. Лингвокультурологические принципы обучения иностранным языкам // Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения. Ч. 1: Языки в аспекте лингвострановедения. М.: МГИМО (У), 2019. С. 180–182.
  11. Григорьева Е. Я., Черкашина Е. И. Реализация лингвокультурологического подхода к преподаванию романских языков в системе подготовки магистратуры // Рема. Rhema. 2019. № 3. С. 133–147. doi: 10.31862/2500-2953-2019-3-133-147
  12. Английский язык. 10-й класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. 200 с.
  13. Английский язык. 10 класс: рабочая тетрадь / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. 112 c.
  14. Английский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. 215 с.
  15. Carrol L. Alice’s adventures in Wonderland. URL: https://www.gutenberg.org/files/11/11-h/11-h.htm (дата обращения: 15.11.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».