Dynamics of Russian publicistic picture of the world (Comparative analysis of heading complexes of the Tomsk newspapers of the 60-s of the XX century and 2007 of the XXI century) Yuliya Anatolevna Khomchenko

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The journalistic picture of the world is changing rapidly, reflecting the dynamics in the life of society. The purpose of this article is to identify the dynamics of the journalistic picture of the world using the example of headline complexes of various texts in Tomsk newspapers of the 60s of the XX century and 2007 of the XXI century. The research material is 150 header sets of texts from Tomsk newspapers of different themes, structure, genre features, and functions. The study was carried out on the material of the periodicals “Red Banner” (1962), “Young Leninist” (1965), “Pravda Ilyicha” (1962), “Tomsk News” (2007), “Tomsky Vestnik” (2007). A comparative and contrastive analysis of the titles in publications of Tomsk newspapers of different years and the use of semanticstylistic and contextual research methods make it possible to judge the dynamics of the journalistic picture of the world. The analysis showed that the titles of texts in Soviet-era newspapers were always associated with the propaganda of the party’s ideology. This reflected the communist pathos of all publications, regardless of the topic. The titles were examined in terms of their structure, genre features, themes and functions. First of all, the dynamics are observed in the topics of publications. The social system, social environment, ideology, and the needs of the audience cannot but influence the content and form of newspaper and journalistic texts, which is reflected in the titles. The changes are especially noticeable at the lexical level. In the past, ideologemes were actively used, the language of newspapers was standardized, normalized, and journalists used only literary vocabulary. Journalism in 2007 is full of occasional words, colloquialism, jargon, slang, etc. The dynamics are also noticeable at the functional level. In Soviet times, the main functions of headlines in newspaper texts were information and propaganda. The titles of the publications fully fulfilled their functions. The ideology of the Communist Party did not allow the others to be fully realized. They existed, but were poorly represented. Journalism at the beginning of the 21st century is characterized by the dominance of the advertising function. The 2007 header complexes contain a large number of elements indicating an advertising function. It is worth noting that the identification of the functions of heading complexes is directly related to the features of the journalistic style, such as information content, open evaluation, expressiveness, advertising and propaganda (in periodicals of the Soviet era).

About the authors

Yuliya Anatolevna Khomchenko

Tomsk State Pedagogical University

Email: yulchahomchenko@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Cook G. Discourse. Oxford: Oxford University Press, 1989. 165 р.
  2. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: Изд-во МГУ, 1992. 336 с.
  3. Караулов Ю. Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. С. 63–65.
  4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136 – 137.
  5. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001. 270 с.
  6. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. 2006. Сер. 10: Журналистика. Вып. № 2. С. 20–23.
  7. Манаенко Г. Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения: дис. … д-ра фил. наук. Краснодар, 2004. 401 с.
  8. Кардумян М. С. Дискурс массмедиа: основные признаки, характеристики и функции // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. проф. Г. Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. Вып. 8. 582 с.
  9. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. статей. М.: Флинта: Наука, 2007. 232 с.
  10. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира, 2000. URL: https://gramota.ru/journal/stati/zhiznyazyka/sovremennaya-publitsisticheskaya-kartina-mira (дата обращения: 23.09.2023).
  11. Ляпун С. В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований XXI века // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия: Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 1. С. 117–123.
  12. Крым И. А. К вопросу о публицистической картине мира телеутов (по материалам региональных СМИ) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 128–139.
  13. Пушкарева И. А. Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 69–75.
  14. Богомолова Ю. А. Функции заголовочных комплексов в томских газетах 60-х гг. XX века // Вестник Томского г государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 65–68.
  15. Богомолова Ю. А. К вопросу о динамике названий томской периодики (1960 гг. XX в. – 2008 г. XXI в.) // Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар. науч. конф. «Русская речевая культура и текст» ТГПУ (25–27 марта 2010 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ. 2010. С. 310–315.
  16. Богомолова Ю. А. Функции заголовочных комплексов в томских газетах // Актуальные проблемы русской речевой культуры и теории текста: научные труды Лаборатории русской речевой культуры и теории текста ТГПУ / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ. 2009. С. 68–73.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».