Программа по географии средней школы Монголии: история развития методики обучения географии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Первые научные сведения о монгольских географических объектах получили Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев и ряд других ученых. Российские и советские ученые, основываясь на широком спектре многолетних исследований, внесли уникальный вклад в исследование географии Монголии, немалую роль сыграли также монгольские исследователи. Основываясь на последних исследованиях в истории страны, Э. М. Музаев выделил четыре этапа истории исследования. На основании этого О. Намнандорж и Ш. Цэгмид в географическом изучении страны определили два больших периода: дореволюционный и постреволюционный. Выделенные ими периоды характеризуют появление национальных ученых, исследования которых в эти периоды имели разные цели, результаты и направления. Победа народной революции в Монголии заложила научный фундамент в развитие образовательного содержания по изучению географии Монголии. В данный момент важно сделать краткий обзор первых 100 лет истории развития методики и обучения географии. В 1990-х годах Монголия перешла к новой политической системе, и эти изменения были постоянной темой во всех секторах общества, включая образование. С тех пор в секторе образования происходят структурные, организационные, технологические и учебные изменения. Среди этих областей обновление учебных программ является ключевым фактором изменения системы образования. В связи с этим пересматриваются цели обучения, разрабатываются новые основные учебные планы, стандарты, учебники и вспомогательные материалы, а также совершенствуются педагогические методы, системы оценивания и среда обучения. В связи с переходом на 12-летнюю систему общего образования разрабатываются новые основные учебные программы, учебники и учебные пособия. С начала 2015–2016 учебного года используется новая учебная программа по географии. Основное внимание уделяется историческим изменениям в учебной программе по географии, сравнительным исследованиям старых (2012 г.) и новых (2015 г.) учебных программ (структура, содержание, преемственность, взаимосвязь и т. д.); представлен результат исследования.

Об авторах

Гомбодорж Мунхцэцэг

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: gombodorjmunhtsetseg@gmail.com
аспирант Томск, Россия

Пурэвсурэн Энхжаргал

Монгольский государственный университет образования

Email: enhjargal@msue.edu.mn
кандидат географических наук, преподаватель кафедры географии Улан-Батор, Монголия

Список литературы

  1. Сумъяа Ц., Мөнхтуяа Ө. Шинжлэх ухааны бичиг үсгийн боловсрол-багш мэргэжилтний гүйцэтгэх үүрэг [Scientific literacy education-the role of the teacher] // Багш боловсролын хөгжил, шинэчлэл. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2006. Х. 41–46.
  2. Төрөөс боловсролын талаар баримтлах бодлого [Government policy on education]. Улаанбаатар, 1995. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/10935 (дата обращения: 23.12.2022).
  3. Монгол улсын хууль. Монгол улсын Боловсролын багц хууль [Education package of Mongolia]. Улаанбаатар, 2002. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/9020 (дата обращения: 23.12.2022).
  4. Шагдар Ш. Газарзүйн хичээлээр шийдвэрлүүлэх асуудал [Problems to be solved by geography lessons]. Улаанбаатар, Шинжлэх ухаан танин мэдэхүй, 2007. 130 х.
  5. Мунхцэцэг Г. Отражение вопросов глобального изменения климата в методологии образования и учебной программе по географии средней школы Монголии [Reflection of issues of global climate change in the methodology of education and the curriculum on the geography of secondary school in Mongolia] // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 1 (73). С. 138–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50205057 (дата обращения: 13.02.2023).
  6. Батчулуун Е. Газарзүйн боловсролын үндэс [Fundamentals of Geography Education]. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2020. 480 х.
  7. Батсүх Г. Ерөнхий боловсролын дунд сургуульд газарзүй заах арга [Methods of teaching geography in general secondary schools]. Улаанбаатар: Ардын боловсролын яамны хэвлэл, 1982. 175 х.
  8. Батчулуун Е. Сургуулийн газарзүйн онол аргазүй [Theory and methodology of school geography]. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2001. 380 х.
  9. Мунхцэцэг Г. Программа преподавания географии в Монголии и историческое развитие учебников // Устойчивое развитие в современном нестабильном мире: Проблемы теории и практики. 2023. № 1. С 235–242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50186447 (дата обращения: 23.01.2023).
  10. Батсүх Г. Дунд сургуульд физик-газарзүй заах арга [Methods of teaching physics and geography in secondary schools]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 1963. 222 х.
  11. Содномваанчиг Г. Монголын бага, дунд боловсролын агуулга арга зүйн хөгжлийн товч тойм (1911–2000) [A brief overview of the content and methodology development of primary and secondary education in Mongolia (1911–2000)]. Улаанбаатар: Адмон, 2001. 280 х.
  12. Даш Д., Мандах Н. Газарзүйн шинжлэх ухааны хөгжлийн түүх [History of development of geographical science]. Улаанбаатар: Адмон, 2011. 613 х.
  13. Бүрэн дунд боловсролын сургалтын хөтөлбөр (X–XII) [Curriculum for upper secondary education (X–XII)]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 2019. 282 х.
  14. Суур боловсролын сургалтын хөтөлбөр [Basic Education Curriculum (VII–IX)]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 2019. 139 х.
  15. Насанбаяр Б. Суурь боловсролын сургалтын цөм хөтөлбөр [Core Curriculumof Basic Education]. Улаанбаатар: БСШУЯ, 2015. 159 х.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».