Вестник Российского фонда фундаментальных исследований
ISSN (print): 1605-8070, ISSN (online): 2410-4639
Свидетельство о регистрации СМИ: 012620 от 03.06.1994, ЭЛ № ФС 77 – 61404 от 10.04.2015
Учредитель: Российский фонд фундаментальных исследований
Главный редактор: Панченко Владислав Яковлевич, академик РАН, д-р физ.-мат. наук, профессор
Периодичность /доступ: 4 выпуска в год / открытый
Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ
Журнал “Вестник Российского фонда фундаментальных исследований” издается с 1994 года, его учредителем является Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ, Фонд). В издании публикуются материалы, рассказывающие о деятельности РФФИ, об итогах проектов, выполненных при поддержке Фонда.
В настоящее время журнал издается ежеквартально, кроме того, выходят в свет специальные выпуски «Вестника РФФИ», в которых публикуются фотоматериалы экспедиций, поддержанных грантами Фонда. Печатная и электронная версия журнала зарегистрированы как средства массовой информации. Издание распространяется бесплатно, электронные версии статей представлены на сайте РФФИ и на сайте электронной библиотеки www.elibrary.ru (включены в Российский индекс научного цитирования). Журнал также реферируется ВИНИТИ и реферативной службой Chemical Abstracts Service. С 1 декабря 2015 года журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий (http://vak.ed.gov.ru/87, «Рецензируемые научные издания, входящие в международные реферативные базы данных и системы цитирования»). Начиная с января 2016 года публикуемым в журнале материалам присваивается уникальный цифровой идентификатор DOI.
Каждый тематический выпуск журнала «Вестник РФФИ» посвящается определенному научному направлению (в границах точных и естественных наук) и содержит статьи авторов, отобранных приглашенным тематическим редактором (академиком или членом-корреспондентом РАН). Обязательным условием является поддержка исследований каждого автора грантом РФФИ.
Тематический выпуск журнала «Вестник РФФИ» формируется из двух частей. Первая – «Колонка тематического редактора». Она включает в себя информацию о тематическом редакторе и вступительную статью – аннотацию к тематическому блоку, отражающую актуальность представляемого научного направления, его фундаментальную и практическую значимость, а также краткие характеристики каждой из статей, включенных в выпуск.
Вторая – блок статей (8–12 работ) одной научной тематики, представляющих результаты исследований, выполненных учеными авторами при поддержке РФФИ.
Можно сделать заявку на издание тематического выпуска «Вестника РФФИ», прислав официальное письмо от имени предполагаемого тематического редактора на имя главного редактора журнала академика В.Я. Панченко.
Тематика очередного выпуска «Вестника РФФИ», а также тематический редактор, ответственный за содержание выпуска, утверждаются на бюро совета РФФИ.
Единичные статьи для публикации не принимаются.
Контакты редакции:
119334, Москва, Ленинский проспект, 32a
телефон +7 (499) 995-16-05.
Текущий выпуск
Том 113, № 1 (2022): ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛЫ
- Год: 2022
- Статей: 12
- URL: https://bakhtiniada.ru/1605-8070/issue/view/19777
-
Описание:
Вниманию читателя предлагается тематический выпуск журнала «Вестник Российского фонда фундаментальных исследований», посвященный актуальнейшей задаче современной педагогики – цифровизации среднего образования. В нашей стране начиная с середины 1980-х гг. , с опережением по сравнению с другими странами, началась массовая работа по цифровой трансформации школьного образования. Однако результаты этой работы были заметны в основном в появлении и развитии школьного курса информатики.
Весь выпуск
Колонка тематического редактора
О редакторе тематического блока академике Алексее Львовиче Семёнове
Аннотация
Алексей Львович Семёнов родился в 1950 г. в семье инженеров. По окончании московской школы №7 учился на мехмате МГУ, а затем в аспирантуре на кафедре математической логики, где в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Об определимости в некоторых разрешимых теориях».
В 1984 г. в МИАН им. В.А. Стеклова защитил докторскую диссертацию «Логические теории одноместных функций на натуральном ряде».



Аннотация тематического блока
Аннотация
Вниманию читателя предлагается тематический выпуск журнала «Вестник Российского фонда фундаментальных исследований», посвященный актуальнейшей задаче современной педагогики – цифровизации среднего образования. В нашей стране начиная с середины 1980-х гг. , с опережением по сравнению с другими странами, началась массовая работа по цифровой трансформации школьного образования. Однако результаты этой работы были заметны в основном в появлении и развитии школьного курса информатики.



Фундаментальные основания программы «Цифровая трансформация школы» (Хартия цифрового пути школы). Краткое изложение.
Аннотация
Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – всё бóльшая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события



Тематический блок
Каким становится образование?
Аннотация
Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – всё бОльшая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события.



Личность, расширенная цифровыми средствами
Аннотация
Эволюция человечества строится на расширении возможностей Homo sapiens с опорой на развитие и овладение технологиями как культурными орудиями развития. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом к всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.
Мы оцениваем выпускника системы образования по способности к познавательной, трудовой и иной деятельности как расширенной личности, овладевающей цифровыми средствами и способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.



Право ребенка на цифровой мир
Аннотация
Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, культурные инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Цифровой мир расширяет возможности для выбора, открывает новые пути для проб и взросления. Он ставит проблему выбора и ответственности и перед взрослыми, от решений которых зависит судьба ребенка. Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору родителей должны
существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.



Школа и учитель
Аннотация
Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы и учителя – дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, дает обратную связь и, самое главное, мотивирует, увлекает учеников.



Содержание образования
Аннотация
Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании. Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.
Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать и осваивать из сокровища человеческой культуры то, что ему по вкусу, будь то каллиграфия, программирование, акробатика или стихосложение.



Цифровая платформа образования
Аннотация
Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся на ней, а что – доступным через нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:
— поддержка групповой коммуникации с возможностью записывать процесс;
— учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя; автоматическое формирование цифровых журналов и дневников;
— формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; включение ее в большие данные образования;
— проектирование учащимся индивидуального пути достижения образовательных целей с выбором из размещенных на платформе; выбор и выполнение заданий из предлагаемых учителем;
— размещение целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, других учебных материалов;
— размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ;
— запись результатов обучения; отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации.
Цифровая платформа помогает учителю избавиться от рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.



Результаты и оценивание
Аннотация
Образовательное сообщество и все общество уходят от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его результатов. Они становятся основой для принятия решения образовательной организацией или работодателем. Это не исключает возможности демонстрации высшего достижения в условиях экзамена или олимпиады, что может оказаться главным аргументом в продвижении человека.



Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира
Аннотация
В цифровом мире многие взрослые видят только новые риски для детей и родителей. Но в нем постоянно формируются и новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества в семье.Задача взрослых – содействовать формированию у ребенка представления о видимости всех поступков и сохранении их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения. Принципы цифровой морали, этики и закона, относящиеся к сохранению и использованию информации, еще не созданы, но все более и более необходимы.
Развитие деструктивных цифровых зависимостей, нарушений высших психических функций ребенка предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую гармонию ребенка с виртуальным и реальным миром.



Создатели нового в образовании
Аннотация
Предсказать будущее образования невозможно. Его можно совместно создать с опорой на возникающие гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. Через 440 лет после великого Яна Коменского мы делаем следующий шаг, создавая новую науку об учении: цифровую матетику и цифровую дидактику.
Авторы учебников, живых своими связями с цифровыми средствами, направленными на овладение человеческой деятельностью, и профессора вузов, отталкиваются от опыта своего детства, базируются на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем. Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции образования и анализировать большие данные, отображенные в многообразных цифровых платформах.
Мировое образовательное сообщество становится источником опыта критически важных решений и прямого педагогического взаимодействия. Ослабляются географические и языковые барьеры.Лидеры общества, государства и бизнеса получают возможность реализовать свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия в проекте всем, кто поддерживает гуманистическую идею в нашем трансформирующемся мире.


