Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование конкуренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским периодом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью эксплицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного государством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности формирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфические черты локальных, организационных и структурных барьеров к установлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.

Об авторах

Мария Андреевна Козлова

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: makozlova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-5516-2611
ResearcherId: H-6101-2015
доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции; доцент, кафедра общей социологии Москва, Россия

Ольга Александровна Симонова

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: OSimonova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4231-7076
ResearcherId: I-3652-2015
кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей социологии Москва, Россия

Ольга Николаевна Мадфес

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: onmadfes@edu.hse.ru
бакалавр социологии, стажер-исследователь, Международная лаборатории исследования социальной интеграции Москва, Россия

Список литературы

  1. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра филос. н.: 09.00.08. М., 1995. — 354 с. EDN: NLIVXD
  2. Ганаева Е.А., Масловская С.В. Проектирование системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). C. 12–19. doi: 10.25198/1814-6457-231-12
  3. Елизарова А. Модель взаимодействия школы, учреждений СПО и работодателей и ее описание. СПб.: Государственное общеобразовательное учреждение школа No. 522, 2020. — 16 с.
  4. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство доходов, его субъективное восприятие и влияние на психосоциальное самочувствие населения // Статистика и экономика. 2018. № 4. С. 52–60. doi: 10.21686/2500-39252018-4-52-60 EDN: XYHIUP
  5. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43–62. doi: 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62 EDN: WHGBBU
  6. Иванова А.В. Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее? // Сайт национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2012 [электронный ресурс]. Дата обращения 16.06.2023. URL: https://www.hse.ru/news/science/65917307.html
  7. Константиновский Д.Л., Груничева И.Г., Гошин М.Е. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 40–65. EDN: QZPZJT
  8. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.
  9. Косарецкий С.Г., Груничева И.Г. , Гошин М.Е. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 4. С. 115–135. EDN: WTIEYH
  10. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5. С. 76–97. EDN: YRHHFT
  11. Семиздралова О.А., Плотников А.Ю. Исследование связи синдрома эмоционального выгорания и мотивации педагогов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 3 (4). С. 36–43.
  12. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17. doi: 10.19181/VIS.2019.31.4.610 EDN: YZSATB
  13. Халий И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 300 с. EDN: PYNWWN
  14. Шульга Н.В. Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–2. С. 265–268. EDN: YICPBA
  15. Acharya B. Conceptual evolution of the digital divide: A systematic review of the literature over a period of five years (2010–2015). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2017. No. 1. P. 41–74.
  16. Anheier H.K., Salamon L.M. Global civil society: Dimensions of the nonprofit sector. Baltimore, MD: The Johns Hopkins Center for Civil Society Studies, 1999. 511 p.
  17. Antonsich M., Petrillo E.R. Ethno-cultural diversity and the limits of the inclusive nation. Identities. 2019. Vol. 26. No. 6. P. 706–724. doi: 10.1080/1070289X.2018.1494968
  18. Attewell P. The first and second digital divides. Sociology of Education. 2001. Vol. 74. No. 3. P. 252–259. doi: 10.2307/2673277
  19. Austin M.J. The changing relationship between nonprofit organizations and public social service agencies in the era of welfare reform. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2003. Vol. 32. No. 1. P. 97–114. doi: 10.1177/0899764002250008
  20. Ball S.J. Education plc: Understanding private sector participation in public sector education. Routledge, 2007. 232 p. doi: 10.4324/9780203964200
  21. Ball S.J. 14 New states, new governance and new education policy. The Routledge international handbook of the sociology of education. Ed. by M.W. Apple, S.J. Ball, L.A. Gandin. L.: Routledge, 2009. P. 155–166. doi: 10.4324/9780203863701.ch14
  22. Coleman J.S. The concept of equality of educational opportunity. Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38. No. 1. P. 7– 22. doi: 10.17763/HAER.38.1.M3770776577415M2
  23. Coleman J.S. Families and schools. Educational Researcher. 1987. Vol. 16. No. 6. P. 32–38. doi: 10.3102/0013189X016006032
  24. Davies B., Hentschke G.C. Public/private partnerships in education: Their nature and contribution to educational provision and improvement. Nottingham: National College for School Leadership, 2003. 16 p.
  25. Dees J.G. Social entrepreneurs and education. Current Issues in Comparative Education. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 51–55. doi: 10.52214/cice.v8i1.11402
  26. Duru-Bellat M. Social Inequality in French Education Extent and Complexity of the Issues. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 337–356. doi: 10.1007/978-1-4020-5916-2_12
  27. Edwards Jr. D.B. Rising from the ashes: How the global education policy of community-based management was born from El Salvador’s civil war. Globalisation, Societies and Education. 2015. Vol. 13. No. 3. P. 411–432. doi: 10.1080/14767724.2014.980225
  28. Eyal O., Yarm M. Schools in cross-sector alliances: What do schools seek in partnerships? Educational Administration Quarterly. 2018. Vol. 54. No. 4. P. 648–688. doi: 10.1177/0013161X18765268
  29. Fini R. School Achievement in Italy. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 490–508. doi: 10.1007/978-1-40205916-2_20
  30. Fraser B.J. Classroom learning environments. Handbook of research on science education. Ed. by S.K. Abell, N.G. Lederman. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007. P. 103–124. doi: 10.4324/9780203824696
  31. Fraser B.J. Classroom learning environments: Retrospect, context and prospect. Second International Handbook of Science Education. Ed. by B.J. Fraser, K.G. Tobin C.J. McRobbie. N.Y.: Springer, 2012. P. 1191–1239. doi: 10.1007/978-1-4020-9041-7_79
  32. Froehlich D.E., Hobusch U., Moeslinger K. Research methods in teacher education: meaningful engagement through service-learning. Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P. 680–404. doi: 10.3389/feduc.2021.680404
  33. Fuller B. What school factors raise achievement in the Third World? Review of Educational Research. 1987. Vol. 57. No. 3. P. 255–292. doi: 10.3102/00346543057003255
  34. Fuller B., Clarke P. Raising school effects while ignoring culture? Local conditions and the influence of classroom tools, rules, and pedagogy. Review of Educational Research. 1994. Vol. 64. No. 1. P. 119–157. doi: 10.3102/00346543064001119
  35. Gali Y., Schechter C. NGO involvement in education policy: Principals’ voices. International Journal of Educational Management. 2020. Vol. 34. No. 10. P. 1509–1525. doi: 10.1108/IJEM-02-2020-0115
  36. Ghavifekr S., Pillai N.S. The relationship between the school’s organizational climate and teacher’s job satisfaction: Malaysian experience. Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 17. P. 87–106. doi: 10.1007/s12564-015-9411-8
  37. Kaffemaniene I., Masiliauskiene E., Meliene R., Milteniene L. Educational Environment of the Modern School in the Aspects of Learning Factors, School Climate and Education Paradigms. Pedagogy. 2017. Vol. 126. No. 2. P. 62–82. doi: 10.15823/p.2017.20
  38. Kolleck N. Uncovering influence through Social Network Analysis: the role of schools in Education for Sustainable Development. Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31. No. 3. P. 308–329. doi: 10.1080/02680939.2015.1119315
  39. Kolleck N. How (German) foundations shape the concept of education: Towards an understanding of their use of discourses. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2017. Vol. 38. No. 2. P. 249–261. doi: 10.1080/01596306.2015.1105789
  40. Kolleck N. The power of third sector organizations in public education. Journal of Educational Administration. 2019. Vol. 57. No. 4. P. 411–425. doi: 10.1108/JEA-08-2018-0142
  41. Koul S., Nayar B. The holistic learning educational ecosystem: A classroom 4.0 perspective. Higher Education Quarterly. 2021. Vol. 75. No. 1. P. 98–112. doi: 10.1111/hequ.12271
  42. Maussen M., Bader V. (eds.) Tolerance and cultural diversity in schools: Comparative report. (ACCEPT Pluralism; No. 2012/01). Florence: European University Institute, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, 2012. 112 p. URL: http://hdl.handle.net/1814/20955
  43. Meyer H.-D., Boyd W.L. Civil society, pluralism, and education — Introduction and overview. Education Between State, Markets, and Civil Society. N.Y.: Routledge, 2001. P. 9–20. doi: 10.4324/9781410602114
  44. Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. 303 p. doi: 10.1017/CBO9781139164887
  45. Patrinos H. Public-private partnerships: Contracting education in Latin America. World Bank Working Paper. Washington, DC: World Bank, 2006. Accessed 16.11.2023. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.534.5551&rep=rep1&type=pdf
  46. Patrinos H., Osorio F., Guáqueta J. The role and impact of public-private partnerships in education. World Bank Publications. Washington, DC: World Bank, 2009. 116 p. Accessed 17.11.2023. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/453461468314086643/pdf/479490PUB0Role101OFFICIAL0USE0ONLY1.pdf
  47. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, schools, and academic achievement. Econometrica. 2005. Vol. 73. No. 2. P. 417–458. URL: http://links.jstor.org/sici?sici=00129682%28200503%2973%3A2%3C417%3ATSAAA%3E2.0.CO%3B2-K doi: 10.1111/j.1468-0262.2005.00584.x
  48. Suchá L.Z., Bartošová E., Novotný R., Svitáková J.B., Štefek T., Víchová E. Stimulators and barriers towards social innovations in public libraries: Qualitative research study. Library & Information Science. 2021. Vol. 43. No. 1. P. 101068. doi: 10.1016/j.lisr.2020.101068
  49. Vermeulen L., Schmidt H.G. Learning environment, learning process, academic outcomes and career success of university graduates. Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. No. 4. P. С. 431–451. doi: 10.1080/03075070802211810
  50. Williamson B. Silicon startup schools: Technocracy, algorithmic imaginaries and venture philanthropy in corporate education reform. Critical Studies in Education. 2018. Vol. 59. No. 2. P. 218–236. doi: 10.1080/17508487.2016.1186710
  51. Wohlstetter P., Malloy C., Smith J., Hentschke G. Incentives for charter schools: Building school capacity through cross-sectoral alliances. Educational Administration Quarterly. 2004. Vol. 40. No. 3. P. 321–365. doi: 10.1177/0013161X03261749
  52. Wohlstetter P., Smith J., Farrell C. The choices and challenges of charter schools, revisited. Journal of School Choice. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 115–138. doi: 10.1080/15582159.2015.1000775
  53. Yemini M., Cegla A., Sagie N. A comparative case-study of school-LEA-NGO interactions across different socio-economic strata in Israel. Journal of Education Policy. 2018. Vol. 33. No. 2. P. 243–261. doi: 10.1080/02680939.2017.1328078
  54. Yemini M., Sagie N. School–Nongovernmental organization engagement as an entrepreneurial venture: A case study of sunlight’s engagement with Israeli schools. Educational Administration Quarterly. 2015. Vol. 51. No. 4. P. 543–571. doi: 10.1177/0013161X14540171

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».