Когнитивная и аналитическая перспективы в новой социологии морали: основания различения и ключевые особенности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу перспектив развития проекта новой социологии морали в контексте продолжающихся усилий по институционализации данной исследовательской области. С целью оценки и общей классификации проведенных в рамках данного проекта теоретических и эмпирических исследований, а также определения возможных и потенциально продуктивных направлений его дальнейшего развития автор выделяет две взаимодополняющие перспективы — когнитивную и аналитическую социологию морали. Основанием предложенного различения служат характерные для авторов данного направления противоположные представления о том, насколько социологии морали необходимо инкорпорировать модели объяснения и методы изучения морали из (гораздо более популярной и влиятельной) области когнитивной психологии. В статье представлен краткий обзор некоторых концептуальных и эмпирических работ, выступающих примерами каждой из выделяемых перспектив, а также эксплицированы различия между ними по трем фундаментальным основаниям — теоретическому, методологическому и аксиологическому. Кроме того, в тексте обсуждаются ключевые особенности и потенциальные проблемы развития когнитивной и аналитической перспектив в социологии морали, а также обозначаются некоторые возможные пути преодоления этих проблем. Таким образом, данная статья позволяет сделать вклад в разработку исследовательской программы новой социологии морали за счет демонстрации специфики и указания на ключевые проблемы двух выделяемых перспектив, а также раскрытия их потенциала с точки зрения углубления социологического и междисциплинарного знания о природе человеческой моральной способности.

Об авторах

Андрей Вячеславович Быков

НИУ «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: a.bykov@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-8391-8674
ResearcherId: N-3774-2015
кандидат социологических наук, доцент, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН Москва, Россия

Список литературы

  1. Быков А.В. Социология морали и эволюционная теория: история и перспективы взаимодействия // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 127–136. EDN: XXRROZ
  2. Девятко И.Ф. Понятие ценности в социологической теории: влияние и (недооцененные) возможности его интерпретации с позиций гештальт-психологии // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 3–12. doi: 10.31857/S013216250011945-2 EDN: MYVLQP
  3. Девятко И.Ф. Проблема ориентации искусственного интеллекта на человеческие ценности (AI value alignment) и социология морали // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 16–28. doi: 10.31857/S013216250027775-5 EDN: QVKPLQ
  4. Калинин Р.Г., Девятко И.Ф. Кто заплатит за водопровод: социальный контекст восприятия дистрибутивной справедливости // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 95–114. doi: 10.14515/monitoring.2019.2.05 EDN: ONMLFV
  5. Нарьян С.К., Быков А.В. Проблема моральной агентности акторов: перспективы социологического подхода в контексте теории «моральной диады» // Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 1. С. 8–23. doi: 10.19181/socjour.2022.28.1.8835 EDN: NIJSPT
  6. Николаев В.Г. Социологическая теория в России: на распутьях фрагментации и плюрализма // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 30–40. doi: 10.31857/S013216250017450-8 EDN: NPYMDC
  7. Abbott O. The self, relational sociology, and morality in practice. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. 189 p. doi: 10.1007/978-3-030-31822-2
  8. Abend G. Two main problems in the sociology of morality. Theory and Society. 2008. Vol. 37. No. 2. P. 87–125. doi: 10.1007/s11186-0079044-y EDN: JZPTBN
  9. Abend G. What’s new and what’s old about the new sociology of morality. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 561–584. doi: 10.1007/978-1-4419-6896-8_30
  10. Abend G. Thick concepts and the moral brain. European Journal of Sociology. 2011. Vol. 52. No. 1. P. 143–172. doi: 10.1017/S0003975611000051
  11. Abend G. The moral background: An inquiry into the history of business ethics. Princeton: Princeton University Press, 2014. 339 p. doi: 10.1515/9781400850341
  12. Auriemma V., Iorio G., Morese R., Rama R. Editorial: Neurosociology: A new field for transdisciplinary social analysis. Frontiers in Sociology. 2022. No. 7. P. 911361. Accessed 22.11.2023. doi: 10.3389/fsoc.2022.911361
  13. Bykov A. Altruism: New perspectives of research on a classical theme in sociology of morality. Current Sociology. 2017. Vol. 65. No. 6. P. 797–813. doi: 10.1177/0011392116657861
  14. Bykov A. Rediscovering the moral: The ‘old’ and ‘new’ sociology of morality in the context of the behavioural sciences. Sociology. 2019. Vol. 53. No. 1. P. 192–207. doi: 10.1177/0038038518783967
  15. Carrol J. Skeptical sociology. N.Y.: Routledge, 2014. 216 p.
  16. Deviatko I.F., Bykov A. Weighing the moral worth of altruistic actions: A discrepancy between moral evaluations and prescriptive judgments. Philosophical Psychology. 2022. Vol. 35. No. 1. P. 95–121. doi: 10.1080/09515089.2021.1950666
  17. Durkheim E. Sociology and philosophy. N.Y.: Routledge, 2010. 51 p. doi: 10.4324/9780203092361
  18. Ellemers N., van der Toorn J., Paunov Y., van Leeuwen T. The psychology of morality: A review and analysis of empirical studies published from 1940 through 2017. Personality and Social Psychology Review. 2019. Vol. 23. No. 4. P. 332–366. doi: 10.1177/1088868318811759
  19. Firat R., McPherson C.M. Toward an integrated science of morality. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 361–384. doi: 10.1007/978-1-4419-6896-8_19
  20. Handbook of neurosociology. Ed. by D.D. Franks, J.H. Turner. Dordrecht: Springer, 2012. 406 p.
  21. Handbook of the sociology of morality. Vol. 2. Ed. by S. Hitlin, S.M. Dromi, A. Luft. Cham: Springer, 2023. 467 p.
  22. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. 595 p.
  23. Hitlin S., Vaisey S. The new sociology of morality. Annual Review of Sociology. 2013. Vol. 39. P. 51–68. doi: 10.1146/annurev-soc-071312-145628
  24. Ignatow G. Why the sociology of morality needs Bourdieu’s Habitus. Sociological Inquiry. 2009. Vol. 79. P. 98–114. doi: 10.1111/j.1475-682X.2008.00273.x
  25. Ignatow G. Morality and mind-body connections. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 411–424. doi: 10.1007/978-1-4419-6896-8_21
  26. Jeffries V. (ed.) The Palgrave handbook of altruism, morality, and social solidarity: Formulating a Field of Study. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014. 434 p. doi: 10.1057/9781137391865
  27. Lamont M. Money, morals, and manners: The culture of the French and the American upper-middle class. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 350 p. doi: 10.7208/chicago/9780226922591.001.0001
  28. Levine D.N. Adumbrations of a sociology of morality in the work of Parsons, Simmel, and Merton. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 57–72. doi: 10.1007/978-1-4419-6896-8_4
  29. Lizardo O., Mowry R., Sepulvado B., Stoltz D.S., Taylor M.A., Van Ness J., Wood M. What are dual process models? Implications for cultural analysis in sociology. Sociological Theory. 2016. Vol. 34. No. 4. P. 287–310. doi: 10.1177/0735275116675900
  30. McCaffree K. Moral realism in historical sociological theory. Journal of Historical Sociology. 2019. Vol. 32. No. 1. P. 124–141. doi: 10.1111/johs.12204
  31. Miles A., Charron-Chénier R., Schleifer C. Measuring automatic cognition: Advancing dual-process research in sociology. American Sociological Review. 2019. Vol. 84. No. 2. P. 308–333. doi: 10.1177/0003122419832497
  32. Miles A., Vaisey S. Morality and politics: Comparing alternate theories. Social Science Research. 2015. Vol. 53. P. 252–269. doi: 10.1016/j.ssresearch.2015.06.002
  33. Nastina E., Deviatko I.F. Different path to happiness: The role of basic psychological need satisfaction in benefiting close and distant others. Journal of Social and Personal Relationships. 2023. Vol. 40. No. 9. P. 3004–3027. doi: 10.1177/02654075231165720
  34. Pölzler T., Wright J.C. Empirical research on folk moral objectivism. Philosophy Compass. 2019. 14:e12589. Accessed 22.11.2023. doi: 10.1111/phc3.12589
  35. Sayer A. The moral significance of class. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 247 p. doi: 10.1017/CBO9780511488863
  36. Sayer A. Class and morality. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 163–178. doi: 10.1007/978-14419-6896-8_9
  37. Tavory I. The question of moral action: A formalist position. Sociological Theory. 2011. Vol. 29. No. 4. P. 272–293. doi: 10.1111/j.1467-9558.2011.01400.x
  38. Turner J.H. Natural selection and the evolution of morality in human societies. Handbook of the sociology of morality. Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010. P. 125–146. doi: 10.1007/978-1-4419-6896-8_7
  39. Turner J.H. The structure, culture, and biology driving moralization of the human Universe. Handbook of the sociology of morality. Vol. 2. Ed. by S. Hitlin, S.M. Dromi, A. Luft. Cham: Springer, 2023. P. 73–99. doi: 10.1007/978-3031-32022-4_5
  40. Turner S. Social theory as a cognitive neuroscience. European Journal of Social Theory. 2007. Vol. 10. No. 3. P. 357–374. doi: 10.1177/1368431007080700
  41. Vaisey S. Motivation and justification: A dual-process model of culture in action. American Journal of Sociology. 2009. Vol. 114. No. 6. P. 1675–1715. doi: 10.1086/597179
  42. Vaisey S., Miles A. Tools from moral psychology for measuring personal moral culture. Theory and Society. 2014. Vol. 43. No. 3–4. P. 311–332. doi: 10.1007/s11186-014-9221-8
  43. Vanke A. Researching lay perceptions of inequality through images of society: Compliance, inversion and subversion of power hierarchies. Sociology. 2023. Online First. Accessed 22.11.2023. doi: 10.1177/00380385231194867
  44. Weiss R., Gomes N.J. Talcott Parsons and the sociology of morality. The American Sociologist. 2021. Vol. 52. P. 107–130. doi: 10.1007/s12108-02009466-w

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».