Участие населения в решении вопросов развития социальной инфраструктуры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется готовность местных жителей к участию в решении вопросов развития социальной инфраструктуры муниципальных образований, идентифицируются проблемы и возможности повышения уровня включенности горожан в данные практики. Ведущим методом исследования выбран анкетный опрос (N=844). Результаты исследования показали, что большинство респондентов предпочли бы сменить место жительства при наличии соответствующих возможностей. Миграционные настроения детерминированы низким уровнем удовлетворенности жителей уровнем развития городской инфраструктуры. Для большинства респондентов свойственно низкое участие в реальных практиках развития социальной инфраструктуры, перенос своей активности в цифровые сообщества и городские чаты. Мотиватором участия является получение информации о проблемах места своего проживания, гораздо реже — артикуляция своей гражданской позиции или включение в проекты развития инфраструктуры. Одним из факторов снижения готовности населения к участию в развитии инфраструктурного профиля муниципального образования становится неверие в возможность своего влияния на решение проблем. Результаты корреляционного анализа показали наличие зависимости между выбором предпочтительных форм участия населения в решении вопросов развития социальной инфраструктуры и восприятием проблем в деятельности органов местного самоуправления. Субъективные оценки высокого уровня коррупции на местах, стереотипы о необоснованности расходования бюджетных средств ориентируют жителей на участие в реализации функций общественного контроля за освоением муниципального бюджета. В ходе исследования установлено, что современные городские жители в большинстве своем негативно относятся к инициативам, предполагающим личный финансовый вклад в модернизацию инфраструктурных объектов. Установлена зависимость между уровнем доверия к местным властям и поддержкой практик софинансирования проектов развития городской инфраструктуры. В условиях дефицита доверия ключевыми направлениями деятельности муниципалитетов могут стать следующие: накопление репутационного капитала, сокращение дистанции между властью и жителями, информационная открытость, прозрачность бюджетной политики.

Об авторах

Ольга Владимировна Рогач

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: rogach16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3031-4575
SPIN-код: 2618-6681
ResearcherId: W-4432-2017
д.социол.н., профессор, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; в.н.с., Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, факультет социальных наук и массовых коммуникаций Москва, Россия

Список литературы

  1. Аитова Ю.С., Орешников В.В. (2020) Взаимосвязь уровня развития и финансирования социальной инфраструктуры в Российской Федерации. Вестник НГИЭИ, 11(114): 160–174. https://doi.org/10.24411/2227-9407-2020-10114.
  2. Бахарева О.В., Ажимов Т.З., Ажимова Л.И. (2022) Природный каркас города как опекаемое благо: институциональная среда и структурные изменения. Вестник МГСУ, 17(4): 428–44https://doi.org/10.22227/1997-0935.2022.4.428-442.
  3. Белова М.Т. (2020) Мультипликативные эффекты от реализации инфраструктурных проектов. Финансовые рынки и банки, 1: 18–21.
  4. Белоусов А.Б., Давыдов Д.А. (2024) Городские конфликты в России: между «правом на город» и NIMBY (на примере Иркутска и Новосибирска). Мир России, 33(3): 99–117. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-3-99-117.
  5. Бехер В.В. (2017) Некоторые размышления о местном бюджете: мониторинг и практика инициативного бюджетирования. Современная научная мысль, 4: 301–306.
  6. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. (2016) Информационное сопровождение инициативного бюджетирования: содержание и принципы успешной реализации. Власть, 12: 63–69.
  7. Величко А.В. (2020) Роль местных бюджетов и муниципальных органов власти в управлении развитием социальной инфраструктуры региона. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 11(1): 36–4https://doi.org/10.17835/2078-5429.2020.11.1.036-047.
  8. Голованов В.И., Торгашев Р.Е. (2024) Повышение качества организации взаимодействия органов власти, населения и предпринимателей за счет использования цифровых инструментов и нейросетей. Муниципальная академия, 2: 365–375.
  9. Гребенюк А.А. (2021) Психологические особенности инициативного бюджетирования. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 7(73): 118–126.
  10. Джаббарова Э.Х., Буревая Н.С. (2020) Человеческий капитал и социальная инфраструктура как элементы экономической политики. Власть и управление на Востоке России, 1(90): 104–112. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2020-90-1-104-112.
  11. Зубец А.Н. (2019) Основные социальные и инфраструктурные факторы, определяющие демографическую динамику в регионах России и их привлекательность для миграции. Социология, 6: 77–86.
  12. Ильичева Л.Е., Кондрашов А.О., Лапин А.В. (2021) Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2:162–185. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1917.
  13. Капустина Н.В., Садыков А.И., Подгорский Я. (2023) Роль инвестиций в инфраструктуру в экономическом росте и сбалансированном региональном развитии. Финансы: теория и практика, 27(2): 50–63. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2023-27-2-50-63.
  14. Карев А.С. (2023) Оценка факторов влияния состояния региональной социальной инфраструктуры на миграционные процессы. Власть и управление на Востоке России, 1(102): 147–161. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-102-1-147-161.
  15. Клейменова Е.Р. (2022) Инфраструктура как фактор миграции молодежи. Гуманитарный акцент, 2: 35–47.
  16. Куконков П.И., Устинкин С.В. (2022) Местное самоуправление как фактор сохранения и развития малого города. Власть, 30(6): 20–29.
  17. Ланская Д.В., Панченко А.Н. (2022) Ключевые направления в развитии социальной инфраструктуры региона. Естественно-гуманитарные исследования, 44(6): 179–183.
  18. Макар С.В., Симагин Ю.А., Ярашева А.В. (2020) Демографическая ситуация в России и социальная инфраструктура. Народонаселение, 23(1): 67–75. https://doi.org/10.19181/popuLation.2020.23.1.6.
  19. Максимов В.В. (2021) Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнёрство. Уровень жизни населения регионов России, 17(3): 339–348. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.4.
  20. Максимов В.В. (2023) Социальная дезориентация бюджетной поддержки инвестиционных проектов. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 14(2): 170–186. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14.2.170-186.
  21. Медяник Ю.В., Шагиахметова Э.И. (2022) Инвестиционная привлекательность строительства объектов социальной инфраструктуры в регионах. Региональные проблемы преобразования экономики, 8(142): 32–40. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-8-32-40.
  22. Миэринь Л.А., Петров А.Н., Хорева Л.В. (2020) Роль крупных корпораций в развитии отдалённых регионов России: социальные стратегии и инновации. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 5(125): 150–157.
  23. Намханова М.В., Алесина Н.В., Страшко Е.В. (2019) Оценка характера ожиданий населения и интереса бизнес-структур города Севастополя к развитию государственно-частного партнерства в отраслях социальной инфраструктуры. Общество: политика, экономика, право, 2(67): 30–40.
  24. Новиков С.В., Макиева И.В. (2024) Вовлечение граждан в проекты, направленные на решение проблем муниципалитетов. Муниципальная академия, 2: 414–421.
  25. Новикова П., Шефер В.В. (2023) Формирование стратегии при ревитализации депрессивной городской среды. Экономика строительства, 2: 99–107.
  26. Петухов В.В., Петухов Р.В. (2021) Социально активные группы российского общества: формирование запроса на демократическое участие. Вестник Института социологии, 12(1): 16–38. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.697.
  27. Полякова А.А., Кожанчикова Н.Ю. (2019) Социальная инфраструктура и ее влияние на социально-экономическое положение региона. Вестник аграрной науки, 1(76): 102–107.
  28. Попов Е.В., Кох И.А., Семячков К.А. (2022) Цифровизация социальной инфраструктуры в стратегии развития «умного города». Социологическая наука и социальная практика, 10(3): 96–114. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9199.
  29. Рогач О.В., Фролова Е.В. (2023) Оценка деятельности органов власти по развитию социальной инфраструктуры урбанизированных пространств. Ars Administrandi (Искусство управления), 15(3): 516–535. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-3-516-535.
  30. Рогач О.В., Фролова Е.В. (2022) Оценка готовности населения к участию в практиках развития туризма. Журнал социологии и социальной антропологии, 25(4): 208–235. https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.4.8.
  31. Страшнова Ю.Г., Страшнова Л.Ф. (2021) Пути совершенствования функционально-пространственной организации социальной инфраструктуры Москвы. Вестник МГСУ, 16(9): 1136–1151. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2021.9.1136-1151.
  32. Фролова Е.В., Рогач О.В., Разов П.В. (2023) Инициативное бюджетирование как механизм повышения качества жизни населения. Народонаселение, 26(2): 66–77. https://doi.org/10.19181/population.2023.26.2.6.
  33. Klinenberg E. Palaces for the People: How Social Infrastructure Can Help Fight Inequality, Polarization, and the Decline of Civic Life. New York, NY: Crown, 2018.
  34. Musterd S., Marcińczak S., Van Ham M., Tammaru T. (2016). Socioeconomic segregation in European capital cities. Increasing separation between poor and rich. Urban Geography, 38(7): 1062–1083. https://doi.org/10.1080/02723638.2016.1228371.
  35. Nicoletti L., Sirenko M., Verma T. (2022) Disadvantaged communities have lower access to urban infrastructure. Urban Analytics and City Science, 50(3): 1–19.
  36. Orozco N., Guillermo L., Deritei D., Vancso A., Vasarhelyi O. (2020) Quantifying life quality as walkability on urban networks: the case of Budapest. Complex Networks and Their Applications, 8(882): 905–918. 10.1007/978-3-030-36683-4_72' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.1007/978-3-030-36683-4_72

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».