Проэкологическое поведение преподавателей как фактор экологизации университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы обращаются к проблеме того, что экологическое знание не переходит в устойчивые экологические практики. Цель статьи — выявление особенностей проэкологического поведения преподавателей, реализующих курсы экологической направленности, оценка потенциала экопрактик в контексте экологизации университета. Методология базировалась на качественных методах, проведено пять фокус-групп. Интерпретация результатов выполнена на модели Колмусс-Агьемана, иллюстрирующей разрыв между экологическими знаниями и экологическими практиками. Установлено, что у преподавателей проявились пять групп установок: просветительская, исследовательская, популяризация личной экопрактики, следование трендам, передача профессионального опыта. Результаты свидетельствуют, что преподаватели не рассматривают себя как активных субъектов, способных повлиять на формирование экологической политики в университете, подчеркивают роль государства и администрации в централизованном решении экологических проблем, преобладает внешний локус контроля. В заключение предложены рекомендации по экологизации университета, перспективы дальнейших исследований.

Об авторах

Марина Николаевна Кичерова

Тюменский государственный университет

Email: m.n.kicherova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5829-7570
SPIN-код: 1518-6004
ResearcherId: Q-3629-2019
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюмень, Россия

Дмитрий Николаевич Кыров

Тюменский государственный университет

Email: d.n.kyrov@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4821-138X
SPIN-код: 7277-9678
ResearcherId: F-2498-2013
к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных Тюмень, Россия

Кристина Сергеевна Рассказова

Тюменский государственный университет

Email: k.s.rasskazova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5240-6078
SPIN-код: 3781-5290
младший научный сотрудник, Центр yрбанистики Тюмень, Россия

Список литературы

  1. Валько Д.В., Мальцева А.С. (2023) Негативные эмоции и поддержка климатической политики в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(4): 643–665. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-4-643-665.
  2. Иванова А.А., Агисова Ф.Б., Сауткина Е.В., Кабанова В.С., Патракова Н.А., Иванде К.С. (2023) Российская шкала проэкологического поведения: разработка и психометрическая оценка. Экспериментальная психология, 16(2): 218–234. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160213
  3. Роженцoва Е.В., Третьякова Е.А., Шимановский Д.В. (2023) Факторы проэкологического поведения граждан. Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2: 123–136. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-2-123-136.
  4. Сауткина Е.В., Агисова Ф.Б., Иванова А.А., Иванде К.С., Кабанова В.С. (2022) Проэкологическое поведение в России. Систематический обзор исследований. Экспериментальная психология, 15(2): 172–193. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150213.
  5. Alshuwaikhat H.M., Abubakar I. (2008) An integrated approach to achieving campus sustainability: assessment of the current campus environmental management practices. Journal of cleaner production, 16(16): 1777–1785. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2007.12.002.
  6. Bamberg S., Möser G. (2007) Twenty years after Hines, Hungerford, and Tomera: A new meta-analysis of psycho-social determinants of pro-environmental behaviour. Journal of environmental psychology, 27(1): 14–25. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2006.12.002.
  7. Barth M. (2013) Many roads lead to sustainability: a process‐oriented analysis of change in higher education. International Journal of Sustainability in Higher Education, 14(2):160–175. https://doi.org/10.1108/14676371311312879.
  8. Blake J. (1999) Overcoming the ‘value‐action gap’ in environmental policy: Tensions between national policy and local experience. Local Environment, 4(3): 257–278. https://doi.org/10.1080/13549839908725599.
  9. Carmi N., Arnon S., Orion N. (2015) Transforming environmental knowledge into behavior: The mediating role of environmental emotions. The Journal of Environmental Education, 46(3): 183–201. https://doi.org/10.1080/00958964.2015.1028517.
  10. Cebrián G., Junyent M., Mulà I. (2020) Competencies in education for sustainable development: Emerging teaching and research developments. Sustainability, 12(2): 579. https://doi.org/10.3390/su12020579.
  11. Kollmuss A., Agyeman J. (2002) Mind the gap: why do people act environmentally and what are the barriers to pro-environmental behavior? Environmental education research, 8(3): 239–260. https://doi.org/10.1080/13504620220145401.
  12. Lange F., Dewitte S. (2019) Measuring pro-environmental behavior: Review and recommendations. Journal of Environmental Psychology, 63: 92–100. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2019.04.009.
  13. Leicht A., Heiss J., Byun W. J. (2018) Issues and trends in education for sustainable development (Vol. 5). UNESCO publishing. https://doi.org/10.54675/YELO2332.
  14. Li D., Zhao L., Ma S., Shao S., Zhang L. (2019) What influences an individual’s pro-environmental behavior? A literature review. Resources, Conservation and Recycling, 146: 28–34. https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2019.03.024.
  15. Liu P., Teng M., Han C. (2020) How does environmental knowledge translate into pro-environmental behaviors? The mediating role of environmental attitudes and behavioral intentions. Science of the total environment, 728: 138126. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.138126.
  16. Molchanova T.K., Yashalova N.N., Ruban D.A. (2020) Environmental concerns of Russian businesses: Top company missions and climate change agenda. Climate, 8(4): 56. https://doi.org/10.3390/cli8040056.
  17. Neaman A., Pensini P., Zabel S., Otto S., Ermakov D.S., Dovletyarova E.A., ... Navarro-Villarroel C. (2022) The prosocial driver of ecological behavior: The need for an integrated approach to prosocial and environmental education. Sustainability, 14(7): 4202. https://doi.org/10.3390/su14074202.
  18. Papenfuss J., Merritt E., Manuel-Navarrete D., Cloutier S., Eckard B. (2019) Interacting pedagogies: A review and framework for sustainability education. Journal of Sustainability Education, 20(19): 1–19.
  19. Rickinson M. (2001) Learners and learning in environmental education: A critical review of the evidence. Environmental education research, 7(3): 207–320. https://doi.org/10.1080/13504620120065230.
  20. Sanchez M.J., Lafuente R. (2010) Defining and measuring environmental consciousness. Revista Internacional de Sociología, 68(3):731–755. https://doi.org/10.3989/ris.2008.11.03.
  21. Steg L., Vlek C. (2009) Encouraging pro-environmental behaviour: An integrative review and research agenda. Journal of environmental psychology, 29(3): 309–317. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2008.10.004.
  22. Uggla Y., Soneryd L. (2023) Possibilities and Challenges in Education for Sustainable Development: The Case of Higher Education. Journal of Education for Sustainable Development, 17(1): 63–77. https://doi.org/10.1177/09734082231183345.
  23. Weiss M., Barth M., von Wehrden, H. (2021) The patterns of curriculum change processes that embed sustainability in higher education institutions. Sustainability Science, 16(5): 1579–1593. https://doi.org/10.1007/s11625-021-00984-1.
  24. Zehui Z. (2023) Pro-environmental Behavior and Actions: Review of the Literature and Agenda for Future Research. SSRN. https://doi.org/10.2139/ssrn.4449998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».