Экспертная деятельность ученых в контексте возрастных различий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Экспертная деятельность ученых разнообразна и является одной из профессиональных ролей как внутри академического мира, так и в социальном пространстве вне его. Представлены результаты эмпирического исследования экспертной деятельности научных сотрудников исследовательских институтов и преподавателей вузов в контексте возрастных различий. В 2023 г. в ходе исследования был проведен анкетный онлайн-опрос 486 экспертов из 14 регионов России. Опрос показал, что исследователь, предоставляющий экспертизу, по сути всегда выходит за рамки своего учреждения. Чем старше респонденты, тем чаще им приходится выступать экспертами вне основного места работы и преимущественно работать с органами государственной власти. Приводятся данные о степени влияния возраста на приверженность экспертов своей специализации и ориентацию на нужды конкретного региона, института, на роль авторитета, профессиональной репутации и статуса. Проводя экспертизу, опытные эксперты в основном полагаются на свой профессиональный опыт, соблюдая и высоко оценивая методологическую грамотность. Молодые же эксперты больше внимания уделяют именно объективным фактам, фокусируясь на логике анализа ситуации и объекта экспертизы. С возрастом и опытностью становится больше отказов от экспертизы, что отчасти связано с большими временными затратами, отсутствием оплаты этой деятельности и наличием конфликта интересов. Молодые эксперты отказываются от экспертизы значительно реже, мотивируя отказ в основном отсутствием соответствующих компетенций. Опытные и зрелые эксперты значительно увереннее в своей авторитетности, а молодые заинтересованы в развитии своей профессиональной репутации и особое внимание уделяют экспертизе научных рукописей. Это свидетельствует об устойчивых и воспроизводимых нормах науки, где экспертиза является неотъемлемым элементом верификации научного знания.

Об авторах

Мария Сергеевна Ивченкова

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: m.ivchenkova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9297-814X
SPIN-код: 1289-5358
ResearcherId: E-1242-2017
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, отдел исследования динамики социальной адаптации Москва, Россия

Список литературы

  1. Агафонов Ю.Г., Соколов М.М. (2023) Российская политология в 2021 году: социальный и интеллектуальный ландшафт. Полис. Политические исследования, 2: 54–7https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.05.
  2. Вебер М. (1990) Наука как призвание и профессия. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс: 707–735.
  3. Горшков М.К. (2016) Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новый хронограф.
  4. Ивченкова М.С. (2020) Экспертное знание в управлении регионом. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 20(3): 264–267. /https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-264-267
  5. Индикаторы науки: 2024: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М. Н. Коцемир и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2024.
  6. Копнин П.В., Попович М.В. (ред.) (1965) Логика научного исследования. М.: Наука.
  7. Кравченко С.А. (2019) Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы. М.: АНО «Редакция журнала “Знание-сила”».
  8. Кравченко С.А., Коннов В.И. (2016) Проблема доверия к научному знанию: риски и способы их преодоления. Полис. Политические исследования, 5: 108–121. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.09.
  9. Мертон Р.К. (1993) Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности. THESIS, 3: 256–276.
  10. Порус В.Н., Бажанов В.А. (2021a) Постнормальная наука: между Сциллой неопределенности и Харибдой политизации знания. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 5(4): 15–33. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-15-33.
  11. Порус В.Н., Бажанов В.А. (2021b) Перспективы политизации научного знания в аспекте постнормальной науки: краткие итоги и перспективы продолжения дискуссии. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 5(4): 78–82. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-78-82.
  12. Соколов М. М. (2021) Академические репутации в российской социологии: опыт измерения. Социологические исследования, 3: 44–56. https://doi.org/10.31857/S013216250013728-3.
  13. Тощенко Ж.Т. (2020) Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М.: Весь Мир.
  14. Тухватулина Л.А. (2021) Нормативная модель политически нейтральной экспертизы. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 5(4): 57–64. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-57-64.
  15. Фуллер С. (2018) Социология интеллектуальной жизни. Карьера ума внутри и вне академии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
  16. Черных С.И., Фролова Н.Д. (2021) Научная и научно-техническая экспертиза: проблемы формирования системы. Российское конкурентное право и экономика, 3(27): 22–31. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2021-3-27-22-31.
  17. Шибаршина С.В. (2023) К проблеме использования символической власти научно-экспертного знания. Цифровой ученый: лаборатория философа, 6(2): 102–1https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-2-102-117.
  18. Щедрина И.О., Журавель Е.П. (2022) Какой эксперт для науки ценен? (К вопросу о типологических характеристиках экспертного знания). Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4): 562–571. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.410.
  19. Bashiri F. (2024) Conceptualizing Scholar-Activism Through Scholar-Activist Accounts. In: Mattsson P., Perez Vico E., Salö L. (eds.) Making Universities Matter. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-48799-6_4.
  20. Hern L.S. (2016) Navigating the Borderland of Scholar Activism. Journal of Applied Social Science, 10: 119–131. https://doi.org/10.1177/1936724415625306.
  21. Hetland P. (2020) Citizen Science: Co-constructing Access, Interaction, and Participation. Nordic Journal of Science and Technology Studies, 8: 5–17. https://doi.org/10.5324/njsts.v8i2.3547.
  22. Kalleberg R. (2012) Sociologists as Public Intellectuals and Experts. Journal of Applied Social Science, 6(1): 43–52. https://doi.org/10.1177/1936724411435747.
  23. Macfarlane B. (2012) Intellectual Leadership in Higher Education. Abingdon, Routledge.
  24. Merton Robert K. (1973) The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago: University of Chicago Press. Edited by Norman W. Storer.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».