Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами — вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.

Об авторах

Дмитрий Сергеевич Попов

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: dmtrppv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5706-5452
SPIN-код: 3433-2670
ResearcherId: M-5175-2016
Центр социологии науки и образования, ведущий научный сотрудник

Екатерина Александровна Григорьева

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: yreewda@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0313-3437
SPIN-код: 8692-0489
Младший научный сотрудник

Дарья Андреевна Шестакова

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: shestakova.darya@mail.ru
SPIN-код: 8858-4166
аспирант

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н., Быков А.В. (2021) Мир профессий в контексте труда и занятости: пандемическое и цифровое вертиго. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 4–20. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.2001.
  2. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. (2021) Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 134–154. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1985.
  3. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. (2021) Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов. Вопросы образования, 1: 74–92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-74-92.
  4. Бердяев Н.А. (1909) Философская истина и интеллигентская правда. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Типография Саблина.
  5. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. (2007) Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение.
  6. Воробьева И.В. (2014) Престиж профессии учителя. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 4: 247–254.
  7. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. (2009) Интеллигенция. Заметки о литературно-политических иллюзиях. М.: Изд-во Ивана Лимбаха.
  8. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. (2011) Российская школа: альтернатива модернизации сверху. Вопросы образования, 3: 5–54.
  9. Оборин М.С. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс. Сервис в России и за рубежом, 14(5): 153–163.
  10. Парабучев А.И. (2005) Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии. Вопросы образования, 4: 246–259.
  11. Парсонс Т. (1998) Система современных обществ. М.: Аспект Пресс.
  12. Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–1141..
  13. Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–114.
  14. Покровский Н.Е. (1999) Прощай, интеллигенция. На перепутье (Новые Вехи). М.: Логос.
  15. Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2022) Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска. Мир России, 31(2): 26–502.
  16. Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2023) Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? Социологический журнал, 1: 55–771.
  17. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. (2014) Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей. Социологические исследования, 11: 103–1073.
  18. Agasisti T., Gil-Izquierdo M., Won Han S. (2020) ICT use at home for school-related tasks: what is the effect on a student’s achievement? Empirical evidence from OECD PISA data. Education Economics, 28(6): 601–620.
  19. Akkermans J., Richardson J., Kraimer M.L. (2020) The Covid–19 crisis as a career shock: Implications for careers and vocational behavior. Journal of Vocational Behavior, 119, Article 103434.
  20. Arnup J., Bowles T. (2016) Should I stay or should I go? Resilience as a protective factor for teachers’ intention to leave the teaching profession. Australian Journal of Education, 60(3): 229–244.
  21. Beltman S., Mansfield C., Price A. (2011) Thriving not just surviving: A review of research on teacher resilience. Educational Research Review, 6(3): 185–207. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2011.09.001.
  22. Biagi F., Loi M. (2013) Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education, 48(1): 28–42.
  23. Collie R.J. et al. (2020) Adaptability among science teachers in schools: A multi-nation examination of its role in school outcomes. Teaching and Teacher Education, 95, Article 103434.
  24. Collie R.J., Martin A.J. (2016) Adaptability: An important capacity for effective teachers. Educational Practice and Theory, 38(1): 27–39.
  25. Durkheim E. (1958) Professional Ethics and Civic Morals. Bristol: Burleigh Press.
  26. Gu Q., Day C. (2013) Challenges to teacher resilience: conditions count. British Educational Research Journal, 39(1): 22–44.
  27. Mayer K. (2003) The sociology of the life course and lifespan psychology: diverging or converging pathways. In: Staudinger U.M., Lindenberger U. (eds.) Understanding human development: dialogues with lifespan psychology. N.Y.: Springer: 463–483.
  28. Parsons S.A. et al. (2011) The case for adaptability as an aspect of reading teacher effectiveness. Voices from the Middle, 19(1): 19–23.
  29. Pettersson F. (2021) Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. Education and Information Technologies, 26: 187–204.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».