Межсекторное социальное партнерство как основа муниципальной публичной политики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.

Об авторах

Ксения Евгеньевна Косыгина

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: sene4ka.87@mail.ru
Москва, Россия

Юлия Викторовна Уханова

Вологодский научный центр РАН

Email: ukhanova4@rambler.ru
Вологда, Россия

Список литературы

  1. Авдеева Т.Т. (2018) Особенности формирования межсекторных взаимосвязей в сельской экономике. РППЭ, 12(98): 48–55.
  2. Василенок Н.А., Полищук Л.И., Шагалов И.Л. (2019) Общественно–государственное партнерство: теория и российские практики. Общественные науки и современность, 2: 35–51.
  3. Горный М.Б. (2011) Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства. Журнал исследований социальной политики, 2: 219–232.
  4. Григорьева И.А., Парфенова О.А. (2021) Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 1: 7–22.
  5. Гужавина Т.А. (2020) Коллективные действия и социальный капитал: импликация концепций. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 1: 91–203. https://doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.11.
  6. Ефремов С.В. (2013) Оценка готовности региональных органов власти привлекать независимых поставщиков социальных услуг. Вопросы государственного и муниципального управления, 1: 91–109.
  7. Заболотная Г.М., Ларионов А.В. (2017) Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг. Вопросы государственного и муниципального управления, 3: 72–91.
  8. Задорин И.В., Зайцев Д.Г., Климов И.А. (2011) Гражданское участие в России: картография проблем и решений. Полития, 2011, 1: 98–116.
  9. Киричек А.И. (2017) Механизмы взаимодействия власти с субъектами гражданского общества при организации межсекторного социального партнерства в субъектах Российской федерации. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 3(83): 44–58.
  10. Кожевников С.А., Ворошилов Н.В., Секушина И.А. (2021) Муниципальные образования региона: проблемы и пути саморазвития. Вологда: Вологодский научный центр РАН.
  11. Косыгина К.Е. (2020) Межсекторное взаимодействие: типы отношений и тенденции развития в современном российском обществе. Проблемы развития территории, 6(110): 50–66. https://doi.org/10.15838/ptd.2020.6.110.4.
  12. Косыгина К.Е. (2021) Деятельность некоммерческих организаций в контексте теории коллективных действий. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 1: 18–34. https://doi.org/10.37279/2413-1709-2021-7-1-18-34.
  13. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. (2016) Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях. Вопросы государственного и муниципального управления, 4: 7–26.
  14. Никовская Л.И., Молокова М.А. (2017) Роль межсекторного партнерства в реализации потенциала социального государства в России. Власть, 11: 1–37.
  15. Никовская Л.И., Молокова М.А. (2018) Социальное государство и социальная политика: вызовы для некоммерческого сектора. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 3 (56): 74–79.
  16. Никовская Л.И., Якимец В.Н. (2019) Местное самоуправление и муниципальная публичная политика: особенности и проблемы развития на современном этапе в России (по материалам социологического исследования). Социально-политические исследования, 3: 25–35. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10509.
  17. Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики (2020) М. Ф. Черныш, В. В. Маркин [и др.]; предисл. М.К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5–89697-335-5.2020.
  18. Сморгунов Л.В. (2022) Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой. Политическая наука, 3: 100–121.
  19. Уханова Ю.В. (2022) Гражданское участие территориального сообщества: теоретические основы и практическое развитие. Вологда: ВолНЦ РАН.
  20. Уханова Ю.В. (2023) Межсекторное социальное партнерство как основа развития малых территорий: возможности и риски. Местное право, 2: 33–43.
  21. Фельдман М.А. (2016) Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в регионе: институциональные аспекты. Социум и власть, 4(60): 37–42.
  22. Чернега А.А. (2020) «Сила местных сообществ»: практики, механизмы и модели участия жителей в социокультурном развитии территории (на примере малых населенных пунктов Вологодской области). Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 51–77. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.3.
  23. Шулепов Е.Б., Задумкин К.А., Щербакова А.А. (2020) Роль социального партнерства в развитии городов и механизмы его формирования. Проблемы развития территории, 4 (108). [https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-partnerstva-v-razvitii-gorodov-i-mehanizmy-ego-formirovaniya] (дата обращения: 10.10.2023).
  24. Якимец В.Н., Никовская Л.И. (2018) Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления. Власть, 4: 15–25.
  25. Andrews R., Entwistle T. (2010) Does cross-sectoral partnership deliver? An empirical exploration of public service effectiveness, efficiency, and equity. Journal of Public Administration Research and Theory, 20(3): 679–701.
  26. Ansari E. (2005) Collaborative research partnerships with disadvantaged communities: Challenges and potential solutions. Public health, 119: 758–770. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2005.01.014.
  27. Casey J. (2015) The Nonprofit World — Civil Society and the Rise of the Nonprofit Sector. Boulder; L.: Kumarian Press.
  28. Clarke A., Crane A. (2018) Cross-sector partnerships for systemic change: Systematized literature review and agenda for further research. Journal of Business Ethics, 150: 303–313.
  29. Edwards B., Diani M., Foley M.W. (eds.) (2001) Beyond Tocqueville: Civil Society and the Social Capital Debate in Comparative Perspective. Hanover; L.: University Press of New England, Series on Civil Society.
  30. Ekman J., Amn? E. (2012) Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology. Youth & Society (YeS), 22: 283–300.
  31. Glass L., Newig J. (2019) Governance for achieving the Sustainable Development Goals: How important are participation, policy coherence, reflexivity, adaptation and democratic institutions? Earth System Governance journal, 2: 100–130.
  32. Mosley J.E., Wong J. (2021) Decision-Making in Collaborative Governance Networks: Pathways to Input and Throughput Legitimacy. Journal of Public Administration Research and Theory, 31: 328–345. https://doi.org/10.1093/jopart/muaa044.
  33. Kolk A., van Dolen W., Vock M. (2010) Trickle Effects of Cross-Sector Social Partnerships. Journal of Business Ethics, 94: 123–137. https://doi.org/10.1007/s10551-011–0783-3.
  34. Lane J. (2000) New Public Management. L.: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203467329.
  35. Nisar R. (2012) Governance: With Pro-People Approach. The Indian Journal of Political Science, 4(73): 657–664.
  36. Putnam R.D. (2000) Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. N.Y.: Simon & Schuster.
  37. Ressler R.W. et al. (2021) Nonprofits: A Public Policy Tool for the Promotion of Community Subjective Well-being. Journal of Public Administration Research and Theory, 31(4): 822–838. https://doi.org/10.1093/jopart/muab010.
  38. Salamon L.M., Toepler S. (2015) Government — nonprofit cooperation: Anomaly or necessity? Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 26(6): 2155–2177.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».