Роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения рабочих на российских промышленных предприятиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник — наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.

Об авторах

Людмила Михайловна Чеглакова

Высшая школа бизнеса Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: lcheglakova@hse.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н. (2019) Рабочие в современных социологических исследованиях: российский контекст. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 3(3): 283–291.
  2. Беляева Т.В., Богатырева К.А. (2018) Национальная культура и предпринимательство: обзор литературы и направления будущих исследований. Российский журнал менеджмента 16 (2): 273–294.
  3. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. (2021) Молодежь нового рабочего класса как объект государственнойсоциальной политики и инвестирования. Журнал исследований социальной политики, 19(1): 69–84.
  4. Данилова Е., Тарарухина М. (2003) Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 53–64.
  5. Кабалина В.И. (2005) Практики управления персоналом на современных российских предприятиях. М.: Институт сравнительных исследований трудовых отношений.
  6. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. (2002) Русская трудовая и управленческая культура: опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. Мир России. Социология. Этнология, 11(1): 3–56.
  7. Касьянова К. (2003) О русском национальном характере. М.: Деловая книга.
  8. Кларин М.В. (2016) Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 5: 92–112.
  9. Климова С.Г. (2020) Инновативное поведение работающих россиян: повседневные практики и институциональные условия. Социально-трудовые исследования, 1(38): 85–97.
  10. Козина И.М., Зангиева И.К. (2016) Защищенность труда и удовлетворенность работой в малом бизнесе. Социологические исследования, 7: 19–29.
  11. Лыткина Т.С., Ярошенко С.С. (2019) Возможна ли социология для трудящихся классов сегодня? Мир России. Социология. Этнология, 28(1): 101–123.
  12. Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. (2011) Российская деловая культура: воздействие на модель управления. М.: Дело.
  13. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. (2020) Наставничество как объект научных исследований. Профессиональное образование и рынок труда, 2(41): 109–115.
  14. Прохоров А. (2022) Русская модель управления. М.: Студия Артемия Лебедева.
  15. Прохорова М.П., Булганина С.В., Спиридонова Д.А., Голованова С.О. (2019) Оценка эффективности наставничества в современных организациях. Московский экономический журнал, 13: 647–653.
  16. Рощин С.Ю., Слесарева А.А. (2012) Межфирменная мобильность молодых работников на российском рынке труда. Препринт. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  17. Рывкина Р.В. (2001) Драма перемен: экономическая социология переходной России. М.: Дело.
  18. Соколов А.К. (2009) Режимность на советских предприятиях. Кондратьев Т.С. (ред.) Режимные люди в СССР. М.: Политическая энциклопедия (РОССПЭН): 99–127.
  19. Становление трудовых отношений в постсоветской России. (2004) М.: Академический проект.
  20. Темницкий А.Л. (2021) Традиции и инновации в трудовой культуре российских рабочих. Социологические исследования, 4: 61–73.
  21. Тихонова Н.Е. (2015) Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян. Социологические исследования, 12: 16–27.
  22. Целютина Т.В., Муравлева Е.Ю. (2015) Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса. Проблемы современной науки и образования, 5(35): 39–42.
  23. Чеглакова Л.М. (2011) Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций. Экономическая социология, 12(2): 80–98.
  24. Шаталова Н.И. (1999) Система трудового потенциала работника. Социологические исследования, 3: 51–54.
  25. Шейн Э. (2002) Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер.
  26. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Гоголева А.С. (2012) Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(4): 167–187.
  27. Ярошенко С.С., Лыткина Т.С., Колегов К.Н., Вячеславов В.Г., Омельченко Е.Л. (2008) Социальные режимы постсоветского производства. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН.
  28. Belsky J., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H. (2007) For better and for worse: Differential susceptibility to environmental influences. Current directions in psychological science, 16(6): 300–304.
  29. Bianchi F., Casnici N., Squazzoni F. (2018) Solidarity as a byproduct of professional collaboration: social support and trust in a coworking space. Social Networks, 54: 61–72.
  30. Chandler D.E., Hall D.T., Kram K.E. (2010) A Developmental Network & Relational Savvy Approach to Talent Development: A Low-Cost Alternative. Organizational Dynamics, 39(1): 48–56.
  31. Dawley D.D., Andrews M.C., Bucklew N.S. (2010) Enhancing the ties that bind: Mentoring as a moderator. Career Development International, 15(3): 259–278.
  32. Dobrow S.R., Higgins M.C. (2005) Developmental networks and professional identity: A longitudinal study. Career Development International, 10(6/7): 567–583.
  33. Eby L.T., Durley J.R., Evans S.C., Ragins B.R. (2008) Mentors' perceptions of negative mentoring experiences: scale development and nomological validation. Journal of applied psychology, 93(2): 358–373.
  34. Ghosh R., Reio Jr T.G. (2013) Career benefits associated with mentoring for mentors: A meta-analysis. Journal of vocational behavior, 83(1): 106–116.
  35. Godshalk V.M., Sosik J.J. (2003) Aiming for career success: The role of learning goal orientation in mentoring relationships. Journal of vocational behavior, 63(3): 417–437.
  36. Granovetter M. (1985) Economic action and social structure: the problem of embeddedness. American journal of sociology, 91(3): 481–510. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1086/228311.
  37. Higgins M.C., Kram K.E. (2001) Reconceptualizing mentoring at work: A developmental network perspective. Academy of Management Review, 26(2): 264–288.
  38. Higgins M.C., Thomas D.A. (2001) Constellations and careers: Toward understanding the effects of multiple developmental relationships. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 22(3): 223–247.
  39. Jiang Z., Di Milia L., Jiang Y., Jiang X. (2020) Thriving at work: A mentoring-moderated process linking task identity and autonomy to job satisfaction. Journal of vocational behavior, 118: 103373. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.jvb.2019.103373.
  40. Kram K.E. (1996) A relational approach to career development. Hall D. T. (ed.) The career is dead–Long live the career San Francisco, CA: Jossey-Bass: 132–157.
  41. Kram K.E., Higgins M.C. (2009) A new mindset on mentoring: Creating developmental networks at work. MIT Sloan Management Review, 15: 1–7.
  42. Kuwabara K. (2011) Cohesion, cooperation, and the value of doing things together: How economic exchange creates relational bonds. American Sociological Review, 76(4): 560–580. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1177/0003122411414825.
  43. Lawler E.J., Thye S.R., Yoon J. (2008) Social exchange and micro social order. American Sociological Review, 73(4): 519–542. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1177/000312240807300401.
  44. Lentz E., Allen T.D. (2009) The role of mentoring others in the career plateauing phenomenon. Group & Organization Management, 34(3): 358–384.
  45. Lindenberg S. (2006) Prosocial behavior, solidarity, and framing processes. Solidarity and prosocial behavior: An integration of sociological and psychological perspectives, 23–44.
  46. Malhotra D., Murnighan J.K. (2002) The effects of contracts on interpersonal trust. Administrative science quarterly, 47(3): 534–559. https://doi.org/http://dx.doi.org/10.2307/3094850.
  47. Molm L.D., Collett J.L., Schaefer D.R. (2006) Conflict and fairness in social exchange. Social Forces, 84(4): 2331–2352.
  48. Molm L.D., Schaefer D.R., Collett J.L. (2009) Fragile and resilient trust: risk and uncertainty in negotiated and reciprocal exchange. Sociological Theory, 27 (1): 1–32.
  49. Oberl?nder A. (2017) Cushy work, backbreaking leisure: late Soviet work ethics reconsidered. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 18(3): 569–590.
  50. Park J. H., Newman A., Zhang L., Wu C., Hooke A. (2016) Mentoring functions and turnover intention: The mediating role of perceived organizational support. The international journal of human resource management, 27(11): 1173–1191.
  51. Ragins B.R., Kram K.E. (2007) The handbook of mentoring at work: Theory, research, and practice. N.Y: Sage Publications.
  52. Ryan R.M., Deci E.L. (2000) Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1): 68–78/
  53. Ryan R.M., Huta V., Deci E.L. (2008) Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia. Journal of happiness studies, 9(1): 139–170.
  54. Scandura T.A., Viator R.E. (1994) Mentoring in public accounting firms: An analysis of mentor-prot?g? relationships, mentorship functions, and prot?g? turnover intentions. Accounting, Organizations and Society, 19(8): 717–734.
  55. Spreitzer G.M., Porath C. (2014) Self-determination as nutriment for thriving: Building an integrative model of human growth at work. The Oxford handbook of work engagement, motivation, and self-determination theory, 90: 245–258.
  56. Targowski A., Metwalli A. (20059. Cross-culture communication. In: M. Khosrow-Pour (ed.) Encyclopedia of Information Science and Technology. IGI Global: Hershey, Vol. 1: 645–654.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».