Нарушения коммуникации между интервьюерами и респондентами в массовых телефонных опросах на тему российско-украинского конфликта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социологическое интервью представляет собой диалог интервьюера и респондента, в ходе которого происходит обмен информацией. Если в ходе этого обмена ее часть теряется, то результаты опроса оказываются искаженными. Поскольку респонденты не всегда правильно понимают вопросы анкеты и иногда не попадают своими ответами в предложенную шкалу вариантов, а интервьюеры могут ошибаться при зачитывании вопроса и выстраивании коммуникации, представляется важным исследовать проблему нарушения коммуникации между интервьюером и респондентом в массовых телефонных опросах. Сенситивность темы опроса может способствовать увеличению числа нарушений коммуникации. Наши предыдущие исследования показывают, что тема российско-украинского конфликта является сенситивной. За время боевых действий проведен ряд массовых опросов (преимущественно телефонных) об отношении россиян к ним, однако подробному анализу подвергаются итоговые распределения данных, в то время как нарушения коммуникации, произошедшие в ходе самих интервью, остаются за пределами исследований. В данной работе предпринята попытка такого исследования. Нами проанализированы аудиозаписи массового всероссийского телефонного опроса (N=1619). Всего прослушано 200 случайно отобранных аудиозаписей успешных интервью. Методами контент-анализа и традиционного качественного анализа документов выявлены и описаны нарушения коммуникации между интервьюерами и респондентами. Получены следующие результаты. Нарушения коммуникации разделены на случившиеся 1) из-за реакции респондента и 2) из-за ошибок интервьюеров. В 137 случаях нарушения случились по первой причине, а в 89 — по второй, т.е. проблемы со стороны респондентов чаще становятся причинами нарушений коммуникации, чем ошибки интервьюеров. Чаще всего нарушения диалога из-за реакций респондентов вызваны неверным пониманием респондентами вопросов анкеты. Самой частой ошибкой интервьюеров является формальное следование инструкции без учета коммуникационной ситуации. В случае нарушений коммуникации измеряемые анкетой параметры иногда значимо искажаются. С одной стороны, причина этому — понимание респондентами смысла вопроса не таким, какой закладывался составителями анкеты. С другой стороны, интервьюеры, допускающие коммуникационные погрешности при озвучивании текста вопроса, тоже способствуют таким искажениям, хотя и значительно реже. В результате циркулирующая между социологом, интервьюером и респондентом информация может искажаться, следуя по этой цепочке. Хотя разрушающие коммуникацию принципиальные искажения встречаются относительно редко, распространенность нарушений коммуникации влияет на качество получаемых в диалоге между интервьюером и респондентом данных.

Об авторах

Владимир Борисович Звоновский

Самарский государственный экономический университет

Email: zvb@socio-fond.com
ORCID iD: 0000-0002-8805-9028
SPIN-код: 5589-3297
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии Самара, Россия

Александр Владимирович Ходыкин

Фонд социальных исследований

Email: a.khodykin@socio-fond.com
ORCID iD: 0000-0003-0230-5775
SPIN-код: 3376-6682
ResearcherId: AAB-8675-2020
кандидат социологических наук, социолог Самара, Россия

Дарья Олеговна Ипполитова

Самарский государственный экономический университет

Email: IppolitovaDO@yandex.ru
студентка Самара, Россия

Список литературы

  1. Августис Ю.И., Широков А.А. (2019) Ситуации и методы переспрашивания в телефонных опросах: этнометодологический анализ стандартизированного интервью. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 4: 22–42. https//doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.02.
  2. Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. (1985) Телефонные опросы населения (Методические рекомендации организации и проведения выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР.
  3. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. (2022) Отражение культурной власти геополитического нарратива в коллективных представлениях россиян о специальной военной операции. Социологические исследования, 11: 38–5https//doi.org/10.31857/S013216250021524-9.
  4. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. (2023а) Восприятие россиянами конфликта с Украиной: проверка гипотезы «спирали молчания». Социологические исследования, 11: 38–50. https//doi.org/10.31857/S013216250028531-7.
  5. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. (2023б) Стратегии адаптации сторонников и противников спецоперации к жизни в ее условиях (на примере жителей Самарской области). Социологический журнал, 29(1): 8–3https//doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.1.
  6. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. (2024) Российское общественное мнение в условиях военного конфликта 2022–2023. Chişinău: Historical Expertise.
  7. Ипатова А.А., Рогозин Д.М. (2014) Условия коммуникативного успеха в стандартизированном телефонном интервью. Социологический журнал, 1: 21–54.
  8. Канеман Д. (2017) Думай медленно… Решай быстро. СПб.: АСТ.
  9. Литвинович В.М. (2016) Телефонное интервью по технологии CATI: преимущества и ограничения. Социологический альманах, 7: 58–67.
  10. Рогозин Д.М. (2002) Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт фонда «Общественное мнение».
  11. Рогозин Д.М. (2017) В тени опросов, или Будни полевого интервьюера: исследование. М.: Страна Оз.
  12. Рогозин Д.М., Ипатова А.А., Галиева Н.И. (2018) Стандартизированное (телефонное) интервью. М.: Пункт.
  13. Садмен С., Брэдберн Н. (2002) Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента / пер. с англ. А.А. Виницкой; под ред. Д.М. Рогозина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».
  14. Dillman D.A., Smyth J.D., Christian L.M. (2014) Internet, phone, mail, and mixed-mode surveys: The tailored design method. Hoboken, NJ: Wiley.
  15. Groves R.M., Fowler F.J., Couper M.P., Lepkowski J.M., Singer E., Tourangeau R. (2009) Survey methodology. John Wiley & Sons.
  16. Groves R.M., McGonagle K.A. (2001) A theory-guided interviewer training protocol regarding survey participation. Journal of Official Statistics, 17(2): 249–265.
  17. Maletzke G. (1963) Psychology of mass communication: theory and systematics. Berlin: Hans Bredow University.
  18. Maynard D.W., Schaeffer N.C. (2002) Standardization and its discontents. In: Maynard D.W., Houtkoop-Steenstra H., Schaeffer N.C., Zouwen J. van der (eds.) Standardization and tacit knowledge: interaction and practice in the survey interview. New York: John Wiley & Sons: 3–45.
  19. Morris J. (2023) Public opinion still does not exist. Russian Analytical Digest, 292: 7–9.
  20. Pechenkina A.O., Bausch A.W., Skinner K.K. (2018) The Pitfalls of List Experiments in Conflict Zones. Civil Wars, 20(3): 408–435.
  21. Schuman H., Presser S. (1996) Questions and answers in attitude surveys: Experiments on question form, wording, and context. London: Sage.
  22. Willis G.B. (2005) Cognitive interviewing: A tool for improving questionnaire design. London: Sage.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».