Репрезентация отношений «человек — животное» в периодической печати (на примере петербургской газеты)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Чем объяснить всплеск интереса городского населения к животным в традиционных и цифровых медиа? Какую роль в репрезентации зверей играют городские печатные издания? Каково отношение и установки петербуржцев к животным? Насколько пространство города является благоприятным для них? Все эти вопросы требуют ответа, который может быть сделан на основе конкретных исследований. Проведен анализ общественного дискурса, представленного на страницах газеты «Metro Санкт-Петербург» за 2022–2023 гг. Этот метод не типичен для антропологии, но в связи с ориентацией на изучение современности требуется адаптация методологии и методов других научных направлений. Работа выполнена в рамках антрозоологии, антропологии медиа, культурных и городских исследований. В газете ставится проблема экологии и сохранения биоразнообразия в крупных городах, особо обсуждаются такие темы, как спасение животных и их пребывание в городских приютах, искусство и бизнес, посвященные зверям и птицам, дог-френдли пространства города, пребывание животных в Ленинградском зоопарке. Практически не освещаются такие насущные проблемы, как жестокое обращение с животными, регулирование вопроса владения домашними питомцами, бездомные животные, содержание большого количества собак и/или кошек в одной квартире, образование групп собаководов в большом городе, агрессия животных и пр. Это можно объяснять тем, что газета в большей мере выполняет развлекательную и компенсаторную/антистрессовую функции. Она продуцирует антропоморфный язык и образы, чего следует избегать, потому что мы приписываем питомцам желания и потребности, которых у них нет. Очевидно, что дискурс, представленный в петербургской газете, имеет значение скорее для самого человека, поскольку животные не могут представлять себя. Но в любом случае сохранение и спасение животных в урбанистическом контексте требует внимания и новых исследований.

Об авторах

Ирина Владимировна Ивлева

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: i.ivleva@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4434-541X
SPIN-код: 8291-8688
ResearcherId: F-8903-2015
доцент, кафедра культурной антропологии и этнической социологии, факультет социологии Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Баженова Е.В. (2018) Образы животных в современной художественной фотографии (по материалам сайта «Культурология.ру»). Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение, 30: 5–15. https://doi.org/10.17223/22220836/30/1
  2. Бахманн-Медик Д. (2017) Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: НЛО.
  3. Варга А.Я., Митина О.В., Федорович Е.Ю. (2015) Появление домашних питомцев в семье в зависимости от возраста детей. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2: 77–92.
  4. Воробьев Д.В. (2018) Этнозоология или взаимодействие человека с миром фауны? Этнографическое обозрение, 4: 5–12.
  5. Гвоздиков Д.С. (2018) Мы-альфа: к модели социальной организации собаки и человека. Этнографическое обозрение, 4: 44-56. https://doi.org/10.31857/S086954150000401-1
  6. Гийо Д. (2019) Люди и собаки. М.: НЛО.
  7. Гирц К. (2004) Интерпретация культур. М.: РОССПЭН.
  8. Горовиц А. (2011) Собака от носа до хвоста. М.: Астрель; Corpus. Электронная книга.
  9. Де Вааль Ф. (2020) Последние объятия мамы. М.: Альпина Нон-фикшн.
  10. Дюркгейм Э. (2018) Элементарные формы религиозной жизни. М.: Элементарные формы.
  11. Ивлева И.В. (2023) Концепция трогательных животных или рынок? Рецензия на книгу: Крылова К. Рынок удобных животных. Экономическая социология, 24(4): 134–144.
  12. Кон Э. (2018) Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс.
  13. Коршунков В.А. (2022) Анима. Отношение к домашним животным в России. М.: Неолит.
  14. Крылова К. (2023) Рынок удобных животных. М.: НЛО.
  15. Куропятник М.С. (2012) Антропологическая перспектива изучения современности. Вестник СПбГУ. Серия 12, 2: 232–237.
  16. Леви-Стросс К. (2008) Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический проект.
  17. Марков Б.В. (2019) Права животных в свете философской антропологии. Человек, 30(2): 26–41.
  18. Никитина Е.Б. (2019) Исследования животных: непослушные заметки по краям. Социология власти, 31(30): 8–30.
  19. Полутин С. В., Самойлова Е. А. (2020) Социологический портрет российского зоозащитного движения. Регионология, 28(1): 184–197.
  20. Русакова И.В. (2017) Влияние демографических процессов на численность безнадзорных животных в российских городах. Петербургская социология сегодня, 8: 73–90.
  21. Тимофеева О. (2017) История животных. М.: НЛО.
  22. Трубина Е.Г. (2011) Город в теории. М.: НЛО.
  23. Храмова М.Н. (2015) Семантика зооморфных образов в современной европейской культуре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб.: СПбГИК.
  24. Щепанская Т.Б. (2019) Люди и звери: животные в практиках и нарративах новгородской деревни начала ХХI века. Вещи. Экспедиции. Музеи. Отв. ред. Н.П. Копанева, Л.С. Лаврентьева, М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН: 94–108.
  25. Эванс-Причард Э. (1985) Нуэры. М.: Наука.
  26. Alger J.M., Alger S.F. (1999) Cat Culture, Human Culture: An Ethnographic Study of a Cat Shelter. Society and Animals, 7(3): 199–218.
  27. Alger J.M., Alger S.F. (2003) Cat Culture: The Social World of a Cat Shelter. Philadelphia: Temple University Press.
  28. Arluke A., Sanders C.R. (1996) Regarding Animals. Philadelphia: Temple University Press.
  29. Brucker R., Bujok M., Mütherich B., Seeliger M., Thieme F. (eds.) (2015) Das Mensch-Tier-Verhältnis. Wiesbaden: Springer Fachmedien.
  30. Borgards R. (2020) Cultural Animal Studies zwischen neuer Tiertheorie und New Ethology. Menschen und Tiere. Grundlagen und Herausforderungen der Cultural Animal Studies. Jaeger F. (Hg.). Band 9. Stuttgart: Springer: 41–55.
  31. Buchner-Fuhs J. (2015) Tiere im Bilderbuch. Brucker R. u.a. (Hg.) Das Mensch-Tier-Verhältnis. Wiesbaden: Springer Fachmedien: 299–326.
  32. Burt J. (2002) Animals in Film. London: Reaktion Books.
  33. Burzan N., Hitzler R. (Hg.) (2017) Auf den Hund gekommen. Wiesbaden: Springer Fachmedien.
  34. Buschka S., Pfau-Effinger B. (Hg.). (2013) Gesellschaft und Tiere. Wiesbaden: Springer VS.
  35. DeMello M. (2012) Animals and Society: An Introduction to Human-Animal Studies. New York: Columbia University Press.
  36. Goode D. (2007) Playing with my Dog Katie: An Ethnomethodological Study of Dog-Human Interaction. West Lafayette, Indiana: Purdue University Press.
  37. Haraway D. (2003) The Companion Species Manifesto: Dogs, People and Significant Otherness. Chicago: Prickly Paradigm Press.
  38. Hosey G., Melfi V., Pankhurst S. (eds.) (2013) Zoo Animals: Behavior, Management, and Welfare. Second Edition. Oxford: Oxford University Press.
  39. Hosey G., Melfi V. (eds.). (2019) Anthrozoology: Human-Animal Interactions in Domesticated and Wild Animals. Oxford: Oxford University Press.
  40. Jaeger F. (2020) Die Human-Animal Studies als Herausforderung der Kulturwissenschaften. In: Jaeger F. (Hg.) Menschen und Tiere. Grundlagen und Herausforderungen der Cultural Animal Studies. Band 9. Stuttgart: Springer: 1–17.
  41. Reese L.A. (ed.) (2022) Animals in the City. London; New York: Routledge.
  42. Thomas K. (1984) Man and the Natural World. Changing Attitudes in England 1500–1800. New York: Penguin Books.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».