Religiously motivated silence: opportunities for sociological study

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article explores the possibilities of studying silence in a religious context as a social practice included in the continuum of everyday actions of a monk. Understood in such a “down-to-earth”, literal sense, this type of silence can be studied through the methods of participant observation, interviews, and through the analysis of monastery charters and other relevant documents. The Christian practices of silence discussed in the article differ from other “everyday silence” in that they have not only microsociological, but also well-recognized religious, extra-ordinary meaning. The specificity of religiously motivated silence and the discourse in which it exists obliges us to recognize that silence, at least in the minds of practitioners, is divided into “external” — following the norms of silence established in the monastery — and “internal” — the internalized need for silence for one’s own realization in spiritual work. Achieving “inner” silence is the goal of all speech restrictions prescribed in the charter or operating in the monastery tacitly. Despite the need for solitary communication with God, monks most often do not live alone, but form a community. In organizing such a “silent” community, the separation of “external” restrictions and “internal” work plays a special role. Silence, together with “leaving the world”, refusal from society and communication, plays a socializing role for the monk, strengthens and accelerates the process of religious transition. Being included in monastic life as an element of obedience, silence becomes both a socializing practice and the result of the individual’s consolidation in the monastic community.

Авторлар туралы

Anastasia Spirkina

Institute of Sociology of the FCTAS RAS

Email: spirkina.ak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2849-6792
SPIN-код: 9208-8977
ResearcherId: AFJ-7407-2022
Junior Researcher Moscow, Russia

Әдебиет тізімі

  1. Августис Ю.И. (2017) Производство порядка в рэп-баттлах: управление паузами и их отсутствием. Социологическое обозрение, 3(16): 280–302.
  2. Андреев А. (2002) Монашеские ордена: бенедиктинцы, цистерцианцы, кармелиты, иоанниты, тамплиеры, тевтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капуцины, урсулинки, театинцы, иезуиты, и другие. М.: Евролинц; Кучково поле.
  3. Белла Р. (1996) Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (сост.) Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс: 190–193.
  4. Богданов К.А. (1997) Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб.: РХГИ.
  5. Вебер М. (1994) Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. Избранное. Образ общества. М.: Юрист: 7–42.
  6. Гарнак А. (1996) Монашество в восточном и западном обществе. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (сост.) Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс: 238–252.
  7. Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН.
  8. Гофман Э. (2009) Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл.
  9. Гуляев Д.А. (2020) Современные медитативные практики западного христианства — поиск «новой духовности» или возврат к истокам? Вопросы богословия, 2(4): 165–188.
  10. Зенец Н.Г., Чалдышкина М.В. (2016) Практика молчания в русской духовной традиции как преодоление эгоистического начала человеческой природы. Успехи современной науки и образования, 7(5): 36–38.
  11. Козарезова О.О. (2016) Мистическое богословие Григория Паламы и традиция исихазма в аскетике Паисия Величковского. М.: Прометей.
  12. Корбен А. (2020) История тишины: от эпохи Возрождения до наших дней. М.: Текст.
  13. Медведева К.С. (2015a) Что социология может сказать о монашестве? Социологическое обозрение, 3(14): 153–160.
  14. Медведева К.С. (2015b) Социальный образ православных монастырей и монашества в современной России. Социологический журнал, 3(21): 45–62.
  15. Медведева К.С. (2016) Полевая работа в монастыре: особенности включенного наблюдения. Журнал социологии и социальной антропологии, 1(19): 59–72.
  16. Медведева К.С. (2019) О «непутевых черничках» и «птичках небесных»: парадокс монастырской тотальности. Журнал исследований социальной политики, 3(17): 331–344.
  17. Ноэль-Нойман Э. (1996) Общественное мнение: открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь мир.
  18. Подвойский Д.Г., Спиркина А.К. (2022) В тишине…, меж людей…: молчание как предмет социологического изучения. Социологические исследования, 6: 125–135.
  19. Спиркина А.К. (2023a) Конструирование социальности в практике «молчания у гроба». Михайлин В.Ю. (сост. и общ. ред.) Умолчание. Интерпретация культурных кодов: 2023. Саратов: Наука: 244–257.
  20. Спиркина А.К. (2023b) Роль молчания в производстве социального порядка медитации (на примере випассаны). Вестник РУДН. Серия: Социология, 2 (23): 389–403.
  21. Спиркина А.К. (2024) Социологические теории повседневности как инструмент исследования практик молчания. Социологические исследования, 6: 133–143.
  22. Стобер М. (2015) Размышления о процессах и проблемных аспектах мистической созерцательной медитации. Шохин В.К. (отв. ред.) Философия религии: альманах 2014–2015. М.: Наука — Восточная литература: 15–42.
  23. Шюц А. (2003) О множественности реальностей. Социологическое обозрение, 2(3): 3–34.
  24. Carlin A.P. (2003) On «owning» silence: Talk, texts, and the «semiotics» of bibliographies. Semiotica, 1/4(146): 117–138.
  25. Christensen H.R., Høeg I. M., Kühle L., Nordin M. (2019) Rooms of silence at three universities in Scandinavia. Sociology of Religion, 3(80): 299–322.
  26. Collins R. (2010) The Micro-Sociology of Religion: Religious Practices, Collective and Individual. ARDA Guiding Paper Series. State College, PA: The Association of Religion Data Archives at The Pennsylvania State University. [https://www.thearda.com/categories/arda-papers/guiding-papers/the-micro-sociology-of-religion-religious-practices-collective-and-individual] (accessed: 19.01.2024).
  27. Ehrenhaus P. (1988) Silence and symbolic expression. Communication Monographs, 1(55): 41–57.
  28. Fennell D. (2012) Explorations of Silence in the Religious Rituals of Buddhists and Quakers. Religion, 4(42): 549–574.
  29. Gehl P.F. (1987) Competens silentium: Varieties of monastic silence in the medieval west. Viator, 18: 125–160.
  30. Jewdokimow M., Palmisano S., Budzanowska-Weglenda D. (2020) Loud internal life in a silent community: Towards lived aspects of religious life in a cloistered, female monastery. Social Compass, 3(67): 410–427.
  31. Kurzon D. (1997) Discourse of Silence. Amsterdam — Philadelphia: John Benjamins Publishing Co.
  32. Lynch M. (1999) Silence in Context: ethnomethodology and social theory. Human Studies, 22: 211–233.
  33. Molina-Markham E. (2014) Finding the «sense of the meeting»: Decision making through silence among Quakers. Western Journal of Communication, 2(78): 155–174.
  34. Munzer S.R. (2020) Silence as a Christian Experience and Practice. Studia Monastica, 62: 253–274.
  35. Pagis M. (2010) Producing intersubjectivity in silence: an ethnographic study of meditation practice. Ethnography, 11: 309–328.
  36. Pagis M. (2015) Evoking equanimity: silent interaction rituals in vipassana meditation retreats. Qualitative sociology, 1(38): 39–56.
  37. Pagis M. (2019) Sociology of meditation. The Oxford Handbook of Meditation. In: Farias M., Brazier D., Lalljee M. (eds.). New York: 571–589.
  38. Sacks H. (1992) Lectures on conversation. Vol. 1, 2. Malden, Massachusetts: Blackwell.
  39. Scheff T. (2003) Shame in self and society. Symbolic Interaction, 2(26): 239–262.
  40. Scheff T. (2006) Aggression, hypermasculine emotions and relations: the silence/violence pattern. Irish Journal of Sociology, 15: 24–39.
  41. Schegloff E.A. (2007) Sequence organization in interaction: A primer in conversation analysis. Cambridge: Cambridge University Press.
  42. Scott S. (2018) A sociology of nothing: Understanding the unmarked. Sociology, 1(52): 3–19.
  43. Scott S. (2019) The social life of nothing: Silence, invisibility and emptiness in tales of lost experience. New York; Oxford: Routledge.
  44. Stanley S., Smith R.J., Ford E., Jones J. (2020) Making something out of nothing: Breaching everyday life by standing still in a public place. Sociological Review, 6(68): 1250–1272.
  45. Wichroski M.A. (1996) Breaking silence: Some fieldwork strategies in cloistered and non-cloistered communities. Qualitative Sociology, 1(19): 153–170.
  46. Zerubavel E. (2006) The elephant in the room: silence and denial in everyday life. New York: Oxford University Press.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML


Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».