Болезнь студента-медика, правда или миф? Литературный обзор

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель работы. На основании данных литературы оценить распространённость такого феномена, как ипохондрическое расстройство студента-медика (болезнь студента-медика, болезнь 3-го курса), рассмотреть методы его исследования, показать структуру и взаимосвязь феномена с некоторыми данными.

Методы исследования. Поиск материала был осуществлён в базах данных Google Scholar, PubMed, eLIBRARY.ru. Дополнительно были просмотрены публикации, входившие в списки используемых литературных источников тематических обзоров. В обзор включали исследования на английском языке, опубликованные не раньше 1 января 2010 г. и не позже 1 января 2020 г.

Результаты. В работу включены опубликованные результаты 15 исследований, в которых суммарно приняли участие 6470 человек. Феномен анализировали с помощью шкал и анкет, оценивающих тревогу по поводу здоровья: MSD perception scale, MSD distress scale, HAQ, SHAI, AnTI, EES, WI, HHSB, Cyberchondria Severity Scale. Результаты по некоторым шкалам оказались различными у студентов разных курсов. Количество обращений за медицинской помощью также менялось в зависимости от года обучения. Данные о большей выраженности ипохондрических расстройств у студентов-медиков, чем у других студентов, оказались противоречивыми. Связь феномена с полом оказалась статистически незначима. Для поиска информации о предполагаемых симптомах бо́льшая часть студентов используют интернет. Показатели киберхондрии у студентов-медиков оказались ниже, чем у студентов других специальностей. Больше других болезней студенты опасаются рака, заболеваний сердечно-сосудистой системы, травм, сахарного диабета. Студенты, имеющие зависимость, набрали больше баллов по шкалам SHAI, the MSD distress scale.

Выводы. Средняя распространённость ипохондричности при использовании валидированных методов исследования составила 18,25%. Существует большое количество анкет и шкал для оценки этого феномена. Большинство новейших исследований опровергает тот факт, что ипохондричность студентов-медиков значительно больше таковой у остальных студентов. Когнитивно-перцептивный компонент феномена оказался более выражен на старших курсах, эмоционально-тревожный — на младших.

Об авторах

Вадим Римович Гашкаримов

Башкирский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gashkarimov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9944-141X
Россия, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3

Азат Раилевич Асадуллин

Башкирский государственный медицинский университет; Республиканский наркологический диспансер №2

Email: droar@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7148-4485
SPIN-код: 3740-7843
ResearcherId: A-7168-2018

доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИДПО; главный врач Республиканского наркологического диспансера № 2.

Россия, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3; 453102, г. Стерлитамак, Толбухина, 8

Список литературы

  1. Hunter R.C.A., Lohrenz J.G., Schwartzman A.E. Nosophobia and hypochondriasis in medical students J. Nervous and Mental Dis. 1964; 139 (2): 147–152. doi: 10.1097/00005053-196408000-00008.
  2. Singh G., Hankins M., Weinman J.A. Does medical school cause health anxiety and worry in medical students? Med. Education. 2004; 38 (5): 479–481. doi: 10.1046/j.1365-2929.2004.01813.x.
  3. Backović D.V., Živojinović J.I., Maksimović J. et al. Gender differences in academic stress and burnout among medical students in final years of education. Psychiatria Danubina. 2012; 24 (2): 175–181.
  4. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among US and Canadian medical students. Acad. Med. 2006; 81 (4): 354–373. doi: 10.1097/00001888-200604000-00009.
  5. Mechanic D. Social psychologic factors affecting the presentation of bodily complaints. New Engl. J. Med. 1972; 286 (21): 1132–1139. doi: 10.1056/NEJM197205252862105.
  6. Woods S.M., Sharon M., Natterson J., Silverman J. Medical students’ disease: hypochondriasis in medical education. Acad. Med. 1966; 41 (8): 785–790.
  7. Zahid M.F., Haque A., Aslam M. et al. Health-related anxiety and hypochondriacal concerns in medical students: a cross-sectional study from Pakistan. Teaching and Learning in Med. 2016; 28 (3): 252–259. doi: 10.1080/10401334.2016.1155459.
  8. Kellner R., Wiggins R.G., Pathak D. Hypochondriacal fears and beliefs in medical and law students. Arch. General Psychiatry. 1986; 43 (5): 487–489. doi: 10.1001/archpsyc.1986.01800050093012.
  9. Moss-Morris R., Petrie K.J. Redefining medical students’ disease to reduce morbidity. Med. Education. 2001; 35 (8): 724–728. doi: 10.1046/j.1365-2923.2001.00958.x.
  10. Azuri J., Ackshota N., Vinker S. Reassuring the medical students’ disease — Health related anxiety among medical students. Med. Teacher. 2010; 32 (7): 270–275. doi: 10.3109/0142159X.2010.490282.
  11. Berrios G.E. Hypochondriasis. History of the Concept. In: Starcevic V., Lipsitt D.R. (eds.). Hypochondriasis. Oxford: Oxford University Press. 2001; 3–20.
  12. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington: American Psychiatric Association. 1994; 866 p.
  13. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, fifth edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing. 2013; 992 p.
  14. Taylor S., Asmundson G.J.G. Treating health anxiety: A cognitive-behavioral approach. Guilford Press. 2004; 299 p.
  15. Tyrer H. Tackling health anxiety: A CBT handbook. RCPsych Publications. 2013; 150 p.
  16. Salkovskis P.M., Warwick H.M.C., Deale A.C. Cognitive-behavioral treatment for severe and persistent health anxiety (hypochondriasis). Brief Treatment & Crisis Intervention. 2003; 3 (3): 353–367. doi: 10.1093/brief-treatment/mhg026.
  17. Warwick H.M.C., Salkovskis P.M. Hypochondriasis. Behav. Res. Therap. 1990; 28 (2): 105–117. doi: 10.1016/0005-7967(90)90023-c.
  18. Noyes R.Jr., Stuart S.P., Langbehn D.R. et al. Test of an interpersonal model of hypochondriasis. Psychosomatic Med. 2003; 65 (2): 292–300. doi: 10.1097/01.PSY.0000058377.50240.64.
  19. Taylor S., Thordarson D.S., Jang K.L. et al. Genetic and environmental origins of health anxiety: A twin study. World Psychiatry. 2006; 5 (1): 47.
  20. McElroy E., Shevlin M. The development and initial validation of the cyberchondria severity scale (CSS). J. Anxiety Dis. 2014; 28 (2): 259–265. doi: 10.1016/j.janxdis.2013.12.007.
  21. Norr A.M., Capron D.W., Schmidt N.B. Medical information seeking: impact on risk for anxiety psychopathology. J. Behav. Therap. Experim. Psychiatry. 2014; 45 (3): 402–407. doi: 10.1016/j.jbtep.2014.04.003.
  22. Doherty-Torstrick E.R., Walton K.E., Fallon B.A. Cyberchondria: parsing health anxiety from online behavior. Psychosomatics. 2016; 57 (4): 390–400. doi: 10.1016/j.psym.2016.02.002.
  23. McManus F., Leung C., Muse K., Williams J.M.G. Understanding “cyberchondria”: an interpretative phenomenological analysis of the purpose, methods and impact of seeking health information online for those with health anxiety. Cognitive Behav. Therap. 2014; 7: 21. doi: 10.1017/S1754470X14000270.
  24. Van Ravesteijn H., Wittkampf K., Lucassen P. et al. Detecting somatoform disorders in primary care with the PHQ-15. Ann. Family Med. 2009; 7 (3): 232–238. doi: 10.1370/afm.985.
  25. Lucock M.P., Morley S. The health anxiety questionnaire. Brit. J. Health Psychol. 1996; 1 (2): 137–150. doi: 10.1111/j.2044-8287.1996.tb00498.x.
  26. Salkovskis P.M., Rimes K.A., Warwick H.M.C. et al. The Health Anxiety Inventory: development and validation of scales for the measurement of health anxiety and hypochondriasis. Psychol. Med. 2002; 32 (5): 843–853. doi: 10.1017/S0033291702005822.
  27. Wells A.A multi-dimensional measure of worry: Development and preliminary validation of the Anxious Thoughts Inventory. Anxiety, Stress and Coping. 1994; 6 (4): 289–299. doi: 10.1080/10615809408248803.
  28. Ebigbo P.O. Somatic complaints of Nigerians. J. Psychol. in Africa. 1996; 1 (6): 28–49. DOI: 10.520/AJA14330237_202.
  29. Pilowsky I. Dimensions of hypochondriasis. Br. J. Psychiatry. 1967; 113: 89–93.
  30. Barić H., Trkulja V. Declining health anxiety throughout medical studies: It is mainly about a more relaxed perception of the health-related concerns. Med. Teacher. 2012; 34 (12): 1056–1063. doi: 10.3109/0142159X.2012.716180.
  31. Chinawa J.M., Nwokocha R.C., Manyike C. et al. Psychosomatic problems among medical students: a myth or reality? Intern. J. Mental Health Syst. 2016; 10 (1): 72. doi: 10.1186/s13033-016-0105-3.
  32. Al-Turkia Y.A., Saggab A.T., Alhamidib H.A. et al. Prevalence of hypochondriasis among medical students at King Saud University. Eur. J. Soc. Behav. Sci. 2013; 5 (2): 995. doi: 10.15405/ejsbs.74.
  33. Althagafi S.S., AlSufyani M.H., Shawky O.A. et al. The health anxiety in medical students, a comparative study from Taif University: Medical student’s syndrome revisited. Brit. J. Med. Practitioners. 2019; 12 (1): 3.
  34. Ahmed N., Tariq M.T., Ahmed F. et al. Hypochondriasis and its association with internet use among medical students. Intern. J. Curr. Med. Pharmaceutical Res. 2019; 5 (11): 4680–4685. doi: 10.24327/23956429.ijcmpr201911775.
  35. Waterman L.Z., Weinman J.A. Medical student syndrome: fact or fiction? A cross-sectional study. JRSM Open. 2014; 5 (2): 1–9. doi: 10.1177/2042533313512480.
  36. Bati A.H., Mandiracioglu A., Govsa F. et al. Health anxiety and cyberchondria among Ege University health science students. Nurse Education Today. 2018; 71: 169–173. doi: 10.1016/j.nedt.2018.09.029.
  37. Ezmeirlly H.A., Farahat F.M. Illness anxiety disorder and perception of disease and distress among medical students in western Saudi Arabia. Saudi Med. J. 2019; 40 (11): 1144–1150. doi: 10.15537/smj.2019.11.24654.
  38. Thirunavukkarasu A., Dar U.F., Wani F.A. et al. Medical students’ syndrome — a myth or reality? A Cross sectional study among medical students of Jouf University, Saudi Arabia. Indian J. Public Health Res. Develop. 2019; 10 (11): 1812–1816.
  39. Sadiq S., Majeed I., Khawar F. Medical student syndrome; the affliction in medical students. Pakistan Armed Forces Med. J. 2018; 68 (2): 389–393.
  40. Eslami M., Ahmadipour H., Bagheri F. Medical students’ syndrome: A cross sectional study from South East of Iran. Shiraz E-Medical J. 2018; 19 (8): 320–323. doi: 10.5812/semj.65160.
  41. Menashe D.S. Health anxiety and self diagnosis in genetic counseling students. Stanislaus: California State University. 2018; 37 p.
  42. Kocjan J. Is hypochondriasis a significant problem among polish adolescents? An attempt of assessment of severe form of health anxiety in polish population. J. of Education, Health and Sport. 2017; 7 (8): 209–217. doi: 10.5281/zenodo.845921.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гашкаримов В.Р., Асадуллин А.Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».