Уровни нейрокогнитивного реагирования в ситуации органического поражения головного мозга ребёнка как клинико-психологическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. В статье рассмотрены результаты психологического исследования особенностей развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. С целью выявления общих закономерностей психического дизонтогенеза детей с церебральной органической патологией полученные данные сопоставлены с результатами других исследований.

Методы. В качестве экспериментальных методов исследования использованы методы нейропсихологической диагностики высших психических функций у детей (Цветкова, 2002), диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» (Ясюкова, 2002). Статистический анализ проведён с помощью компьютерной программы анализа статистических данных SPSS.

Результаты исследования показали, что раннее начало приступов у детей сочетается с нарушениями слухового восприятия, кратковременной речевой памяти, визуального линейного мышления и моторной неловкостью. Продолжительное присутствие в анамнезе ребёнка дошкольного возраста судорожных пароксизмов сопряжено с патологией развития кинестетического праксиса, а также речевых функций и связанных с речью форм мышления. Значительное количество приступов в истории болезни обладает более разрушительным и тотальным воздействием на головной мозг ребёнка по сравнению с возрастом начала и длительностью заболевания. Полученные данные сходны с результатами психологических исследований детей с другой церебральной органической патологией. Следовательно, различные по характеру патологические церебральные процессы и состояния могут приводить к аналогичным нарушениям развития психических функций, предположительно тех, которые находятся в момент начала действия патологического фактора в сензитивном периоде развития. Это позволяет в ситуации органического поражения головного мозга ребёнка использовать понятие «уровни нейрокогнитивного реагирования».

Вывод. Картина нарушения психического развития детей с судорожными пароксизмами в анамнезе опосредована возрастом начала, длительностью и массивностью заболевания. Дети с различными заболеваниями центральной нервной системы предположительно имеют общие закономерности психического дизонтогенеза.

Об авторах

Наталья Григорьевна Туровская

Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков)

Автор, ответственный за переписку.
Email: turovskayanata@mail.ru
SPIN-код: 7312-7121

Доцент кафедры общей и клинической психологии; медицинский психолог

Россия, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, 1; 400005, г. Волгоград, ул. Глазкова, 15А

Список литературы

  1. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. 1979; 608 с. [Kovalev V.V. Psikhiatriya detskogo vozrasta. (Child psychiatry.) Moscow: Meditsina. 1979; 608 p. (In Russ.)]
  2. Туровская Н.Г. Психолого-педагогическая реабилитация детей с пароксизмальными состояниями в анамнезе. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018; 2 (76): 32–39. [Turovskaya N.G. The psychological and pedagogical rehabilitation of children with paroxysmal conditions in the anamnesis. Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. 2018; 2 (76): 32–39. (In Russ.)]
  3. Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста. Клиническая и специальная психология. http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55172.shtml (дата обращения: 03.08.2016). [Lassan L.P. Neurocognitive dysontogenesis and childhood clinical neuropsychology. Klinicheskaya i spetsialʹnaya psikhologiya. http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55172.shtml (access date: 03.08.2016).]
  4. Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией. Вестн. Волгоградского гос. мед. ун-та. 2014; 4 (52): 91–94. [Turovskaya N.G. Convulsive paroxysms as a factor in the mental development of children with premorbid cerebral organic pathology. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2014; 4 (52): 91–94. (In Russ.)]
  5. Туровская Н.Г. Патология памяти в структуре нарушения психического развития у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. Эксперим. психол. 2015; 8 (3): 145–155. [Turovskaya N.G. Memory pathology in the structure of mental development disorders in children with convulsive paroxysms in the anamnesis. Ehksperimentalʹnaya psikhologiya. 2015; 8 (3): 145–155. (In Russ.)] doi: 10.17759/exppsy.2015080313.
  6. Туровская Н.Г. Нейропсихологическая квалификация особенностей психического развития детей с неэпилептическими пароксизмальными состояниями в анамнезе. Клин. и спец. психол. http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n1/Turovskaya.shtml (дата обращения: 03.08.2016). [Turovskaya N.G. Neuropsychological qualification of the features of the mental development of children with non-epileptic paroxysmal conditions in the anamnesis. Klinicheskaya i spetsialʹnaya psikhologiya. http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n1/Turovskaya.shtml (access date: 03.08.2016).] doi: 10.17759/cpse.2016050106.
  7. Туровская Н.Г. Сензитивные периоды и патология развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. Эксперим. психол. 2018; 11 (2): 63–76. [Turovskaya N.G. Sensitive periods and pathology of the development of mental functions in children with convulsive paroxysms in the anamnesis. Ehksperimentalʹnaya psikhologiya. 2018; 11 (2): 63–76. (In Russ.)] doi: 10.17759/exppsy.2018110205.
  8. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия. 2005; 256 с. [Zavadenko N.N. Giperaktivnostʹ i defitsit vnimaniya v detskom vozraste. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. (Childhood hyperactivity and attention deficit. A study guide for higher education students.) Moscow: Akademiya. 2005; 256 p. (In Russ.)]
  9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М.: Педагогическое общество России. 2002; 96 с. [Tsvetkova L.S. Metodika neyropsikhologicheskoy diagnostiki detey. Metodicheskiy alʹbom. (Methods of neuropsychological diagnosis of children. Methodical album.) Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 2002; 96 p. (In Russ.)]
  10. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ГМНПП «ИМАТОН». 2002; 208 с. [Yasyukova L.A. Metodika opredeleniya gotovnosti k shkole. Prognoz i profilaktika problem obucheniya v nachalʹnoy shkole. Metodicheskoe rukovodstvo. (Methodology for determining readiness for school. Prediction and prevention of learning problems in primary school: a methodological guide.) Saint Petersburg: GMNPP «IMATON». 2002; 208 p. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Туровская Н.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».