Уровни нейрокогнитивного реагирования в ситуации органического поражения головного мозга ребёнка как клинико-психологическая проблема
- Авторы: Туровская Н.Г.1,2
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков)
- Выпуск: Том LII, № 1 (2020)
- Страницы: 38-42
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1027-4898/article/view/16471
- DOI: https://doi.org/10.17816/nb16471
- ID: 16471
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. В статье рассмотрены результаты психологического исследования особенностей развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. С целью выявления общих закономерностей психического дизонтогенеза детей с церебральной органической патологией полученные данные сопоставлены с результатами других исследований.
Методы. В качестве экспериментальных методов исследования использованы методы нейропсихологической диагностики высших психических функций у детей (Цветкова, 2002), диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» (Ясюкова, 2002). Статистический анализ проведён с помощью компьютерной программы анализа статистических данных SPSS.
Результаты исследования показали, что раннее начало приступов у детей сочетается с нарушениями слухового восприятия, кратковременной речевой памяти, визуального линейного мышления и моторной неловкостью. Продолжительное присутствие в анамнезе ребёнка дошкольного возраста судорожных пароксизмов сопряжено с патологией развития кинестетического праксиса, а также речевых функций и связанных с речью форм мышления. Значительное количество приступов в истории болезни обладает более разрушительным и тотальным воздействием на головной мозг ребёнка по сравнению с возрастом начала и длительностью заболевания. Полученные данные сходны с результатами психологических исследований детей с другой церебральной органической патологией. Следовательно, различные по характеру патологические церебральные процессы и состояния могут приводить к аналогичным нарушениям развития психических функций, предположительно тех, которые находятся в момент начала действия патологического фактора в сензитивном периоде развития. Это позволяет в ситуации органического поражения головного мозга ребёнка использовать понятие «уровни нейрокогнитивного реагирования».
Вывод. Картина нарушения психического развития детей с судорожными пароксизмами в анамнезе опосредована возрастом начала, длительностью и массивностью заболевания. Дети с различными заболеваниями центральной нервной системы предположительно имеют общие закономерности психического дизонтогенеза.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Григорьевна Туровская
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков)
Автор, ответственный за переписку.
Email: turovskayanata@mail.ru
SPIN-код: 7312-7121
Доцент кафедры общей и клинической психологии; медицинский психолог
Россия, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, 1; 400005, г. Волгоград, ул. Глазкова, 15АСписок литературы
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. 1979; 608 с. [Kovalev V.V. Psikhiatriya detskogo vozrasta. (Child psychiatry.) Moscow: Meditsina. 1979; 608 p. (In Russ.)]
- Туровская Н.Г. Психолого-педагогическая реабилитация детей с пароксизмальными состояниями в анамнезе. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018; 2 (76): 32–39. [Turovskaya N.G. The psychological and pedagogical rehabilitation of children with paroxysmal conditions in the anamnesis. Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. 2018; 2 (76): 32–39. (In Russ.)]
- Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста. Клиническая и специальная психология. http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55172.shtml (дата обращения: 03.08.2016). [Lassan L.P. Neurocognitive dysontogenesis and childhood clinical neuropsychology. Klinicheskaya i spetsialʹnaya psikhologiya. http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55172.shtml (access date: 03.08.2016).]
- Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией. Вестн. Волгоградского гос. мед. ун-та. 2014; 4 (52): 91–94. [Turovskaya N.G. Convulsive paroxysms as a factor in the mental development of children with premorbid cerebral organic pathology. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2014; 4 (52): 91–94. (In Russ.)]
- Туровская Н.Г. Патология памяти в структуре нарушения психического развития у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. Эксперим. психол. 2015; 8 (3): 145–155. [Turovskaya N.G. Memory pathology in the structure of mental development disorders in children with convulsive paroxysms in the anamnesis. Ehksperimentalʹnaya psikhologiya. 2015; 8 (3): 145–155. (In Russ.)] doi: 10.17759/exppsy.2015080313.
- Туровская Н.Г. Нейропсихологическая квалификация особенностей психического развития детей с неэпилептическими пароксизмальными состояниями в анамнезе. Клин. и спец. психол. http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n1/Turovskaya.shtml (дата обращения: 03.08.2016). [Turovskaya N.G. Neuropsychological qualification of the features of the mental development of children with non-epileptic paroxysmal conditions in the anamnesis. Klinicheskaya i spetsialʹnaya psikhologiya. http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n1/Turovskaya.shtml (access date: 03.08.2016).] doi: 10.17759/cpse.2016050106.
- Туровская Н.Г. Сензитивные периоды и патология развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе. Эксперим. психол. 2018; 11 (2): 63–76. [Turovskaya N.G. Sensitive periods and pathology of the development of mental functions in children with convulsive paroxysms in the anamnesis. Ehksperimentalʹnaya psikhologiya. 2018; 11 (2): 63–76. (In Russ.)] doi: 10.17759/exppsy.2018110205.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия. 2005; 256 с. [Zavadenko N.N. Giperaktivnostʹ i defitsit vnimaniya v detskom vozraste. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. (Childhood hyperactivity and attention deficit. A study guide for higher education students.) Moscow: Akademiya. 2005; 256 p. (In Russ.)]
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М.: Педагогическое общество России. 2002; 96 с. [Tsvetkova L.S. Metodika neyropsikhologicheskoy diagnostiki detey. Metodicheskiy alʹbom. (Methods of neuropsychological diagnosis of children. Methodical album.) Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 2002; 96 p. (In Russ.)]
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ГМНПП «ИМАТОН». 2002; 208 с. [Yasyukova L.A. Metodika opredeleniya gotovnosti k shkole. Prognoz i profilaktika problem obucheniya v nachalʹnoy shkole. Metodicheskoe rukovodstvo. (Methodology for determining readiness for school. Prediction and prevention of learning problems in primary school: a methodological guide.) Saint Petersburg: GMNPP «IMATON». 2002; 208 p. (In Russ.)]
Дополнительные файлы
