Аллюзии и игра в романе Владимира Набокова «Король, дама, валет»
- Авторы: Владимирова Н.Г.1, Куприянова Е.С.2, Мяновская И.3
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Новгородский государственный университета имени Ярослава Мудрого
- Университет имени Казимира Великого
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019)
- Страницы: 162-177
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/290701
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2019.5821
- ID: 290701
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье исследуются разнообразие и вариативность игрового модуса в романе В. Набокова «Король, дама, валет», а также аллюзии на произведения Х.-К. Андерсена и Г. Флобера (роман «Госпожа Бовари»), которые выполняют определяющую роль в поэтике романа. Являясь формами вторичной художественной условности, они стали причиной отказа автора от логоцентрического принципа. Из корпуса так называемых «русских» романов Набокова «Король, дама, валет» наименее изучен с точки зрения флоберовских аллюзий и вариативности игры. В результате исследования выявлена типология игры, выделены ее онтологические и агональные разновидности, определена роль игры в смыслообразовании произведения, его сюжетостроении, создании условно-реального мира и мира человеческих подобий (процесс «обмертвления» главных персонажей, роднящий их с куклами, манекенами, восковыми фигурами).
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Георгиевна Владимирова
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: natvl_942@mail.ru
доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук
Россия, КалининградЕкатерина Сергеевна Куприянова
Новгородский государственный университета имени Ярослава Мудрого
Email: ek-kupr@mail.ru
доктор филологических наук, профессор
Россия, Великий НовгородИоанна Мяновская
Университет имени Казимира Великого
Email: miano@wp.pl
доктор филологических наук, профессор
Польша, БыдгощСписок литературы
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989 — 616 с.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.
- Владимирова Н. От типа к стереотипу (проза Владимира Набокова) // Studia Rossica Posnaniensia. — Poznan, 2002. — Zeszyt XXX. — S. 24–31.
- Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. — СПб.: Академический проект, 2000. — 432 с.
- Исаев С. Г., Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: смена художественной парадигмы. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. — 482 с.
- Куприянова Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочномифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея». — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. — 300 с.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
- Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. — М.: Независимая газета, 1998. — 512 с.
- Тресиддер Д. Словарь символов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 448 с.
- Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. — М.; СПб.: Летний сад, 2001. — 188 с.
- Харгрейв К. История игральных карт / пер. с англ. Белоусова С. А. — М.: Центрполиграф, 2016. — 447 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://sundukistorii.blogspot.com/2016/03/blog-post_19.html (20.12.2018).
- Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
- Эпштейн М. Н. Философия возможного. — СПб.: Алетейя, 2001. — 334 с.
- Эпштейн М. Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 864 с.
Дополнительные файлы
