Евангельский текст в автобиографических произведениях Д. И. Фонвизина
- Авторы: Островских И.Н.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 18, № 1 (2020)
- Страницы: 73-91
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/285835
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.7142
- ID: 285835
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена мемуарно-автобиографическим произведениям великого русского сатирика XVIII века Д. И. Фонвизина. В ней впервые рассматривается автобиографическая трилогия («Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Письма из Франции», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях») как единый текст. В автобиографических произведениях сатирика евангельский текст предстает важнейшим связующим элементом, определяющим изоморфность авторской биографии художественному тексту. Впервые «автобиографическая трилогия» Д. И. Фонвизина исследуется с точки зрения реализации сюжета евангельской притчи о блудном сыне. Наложение сюжетной схемы притчи (уход из дома отца — «Послание к слугам моим…», скитания и испытания — «Письма из Франции», возвращение — «Чистосердечное признание…») выявляет трансформацию духовно-нравственных воззрений автора: от безбожия через душевные терзания и духовные искания до покаяния и обретения истинной Христовой веры. Последнее произведение Фонвизина трактуется как попытка создания идеальной автобиографии. Так, система эпиграфов, а также библейские цитаты и аллюзии соединяются в предсмертном незавершенном «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях» в единый «сверхтекст» покаянной молитвы автора.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Николаевна Островских
Алтайский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.ostro@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
Россия, БарнаулСписок литературы
- Афанасьев Э. Л. «Теперь представим себе государство…» (Вопросы национального самопознания в творчестве Д. И. Фонвизина) // Русская литература как форма национального самосознания. ХVIII век. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — С. 517–548.
- Вагнер А. С. Нравственные искания Д. И. Фонвизина: от оды «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» к «Чистосердечному признанию в делах моих и помышлениях» // Материалы 4-й международной молодежной научной конференции «Поколение будущего»: взгляд молодых ученых (19–20 ноября, г. Курск). — Курск: Университетская книга, 2015. — С. 360–363. (a)
- Вагнер А. С. «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина как претекст «Чистосердечного признания в делах моих и помышлениях» // Молодежь и XXI век. — 2015: материалы V Международной молодежной научной конференции. — Курск: Университетская книга, 2015. — Т. 2. — С. 40–43. (b)
- Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. — М.: Искусство, 1984. — 463 c.
- Габдуллина В. И. «Блудный сын» как модель поведения: евангельский мотив в контексте биографии и творчества Ф. М. Достоевского // Вестник ТГПУ. — Серия: Гуманитарные науки (Филология). — Томск, 2005. — Вып. 6 (50). — С. 16–22.
- Габдуллина В. И., Островских И. Н. Русская литература в контексте православной культуры. — Барнаул: ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2018. — 171 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://library.altspu.ru/dc/pdf/ gabdullina.pdf (20.05.2019)
- Головина Л. А. Реализация мифологем «дом» и «странничество» в русской прозе XX в. о беспризорниках и детях-сиротах // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 4. — С. 261–263 [Электронный ресурс]. — URL: http://psibook.com/literatura/realizatsiya-mifologem- dom-i-strannichestvo-v-russkoy-proze-xx-v-o-besprizornikah-i-detyahsirotah.html (05.06.2019)
- Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики: сб. науч. тр. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 5–11 [Электронный ресурс]. — URL: http://poetica.pro/ journal/article.php?id=2370 (05.06.2019). doi: 10.15393/j9.art.1994.2370
- Коптева Э. И. Роль эпиграфов в автобиографическом повествовании Д. И. Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1798 г.) // Омский научный вестник. — Омск, 2012. — Вып. № 4 (111). — С. 175–178.
- Кочеткова Н. Д. Фонвизин в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1984. — 238 с.
- Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века // Лотман Ю. М. Собрание сочинений. — М.: ОГИ, 2000. — Т. 1: Русская литература и культура Просвещения. — С. 139–206.
- Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. Творческий путь. — М.; Л.: Гослитиздат, 1961. — 443 с.
- Макогоненко Г. П. Письма русских писателей XVIII в. и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. — Л.: Наука, 1980. — C. 3–41.
- Радь Э. А. История «блудного сына» в русской литературе: модификация архетипического сюжета в движении эпох: монография. — М.: Флинта: Наука, 2014. — 275 с.
- Рассадин С. Фонвизин. — М.: Искусство, 1980. — 288 с.
- Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин. — М.: Книга, 1985. — 268 с.
- Растягаев А. В. Чистосердечный Фонвизин // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 5 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2009/5/Rastiagaev/ (25.05.2019)
- Растягаев А. В. Границы автобиографического текста Д. И. Фонвизина «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» // Язык. Словесность. Культура. — 2013. — № 2–3. — С. 135–155.
- Худенко Е. А. Жизнетворческие стратегии в русской литературе XIX–XX вв.: романтизм и символизм // Мир науки, культуры, образования. — ГорноАлтайск, 2010. — № 6 (25). — Ч. 2. — С. 68–71.
- Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Проблемы исторической поэтики: сб. науч. тр. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 151–158 [Электронный ресурс]. — URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2378 (05.06.2019). DOI: 10.15393/ j9.art.1994.2378
Дополнительные файлы
